Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Гаджет для дальнобойщика

Инфраструктура | Понедельник | 21.03.2016 | 17:59
Специальный корреспондент Gudok.ru Николай Логинов побывал на питерском заводе «Центрсвязьинформа» и подробно изучил технологию производства уникальных гаджетов, призванных стать «друзьями» для дальнобойщиков
Специальный корреспондент Gudok.ru Николай Логинов побывал на питерском заводе «Центрсвязьинформа» и подробно изучил технологию производства уникальных гаджетов, призванных стать «друзьями» для дальнобойщиков 
 | Инфраструктура
Иван Куртов/Gudok.ru
Контроль на микроуровне

В одном из залов предприятия организован склад комплектующих, в другом - участки монтажа и контроля, в третьем - склад готовых изделий. «Организовать работу в режиме конвейера - очень важная часть информационного сопровождения производства, - рассказывает гендиректор ОАО «Центрсвязьинформ» Андрей Бобурков. - Оно связано не только со сбором статистических данных с участков, которые показываются мне и акционерам, но еще и с контролем по каждому участку. Можно проследить историю изделия от штрих-кодирования на этапе ее закладки в автомат до упаковщика».

KUR_5619.jpg

Интервью Андрея Бобуркова о том, как «Центрсвязьинформ» получил и исполняет контракт на производство бортовых устройств для системы «Платон» читайте на сайте Gudok.ru

KUR_5611.jpg

Первый этап - сушка плат. Чтобы убрать влагу, воздух в камере нагревается до 100 градусов. Сушка нужна, чтобы избежать выхода влаги в момент соединения платы и функциональных элементов. В камере платы стоят, не касаясь друг друга, и продуваются горячим воздухом. Одна мультизаготовка содержит четыре изделия. 

KUR_5620.jpg
  

Сотрудник в перчатках вынимает сухие заготовки и кладет их на ленту, движущуюся в камеру для протирки. Там снимаются жировые наслоения, чтобы повысить качество паянного соединения.

KUR_5623.jpg

Следующий элемент - трафаретный принтер. Это устройство наносит на поверхность платы паяльную пасту. Ракель (нож) гонит пасту, продавливая ее через отверстия трафарета. Качество нанесения паяльной пасты оценивает специальный агрегат. Если паста наносится недостаточно или избыточно, или не туда - это может повлиять на качество паяного соединения.

KUR_5624.jpg

Примерно 300 радиоэлектронных компонентов монтируются на каждой плате на двух агрегатах-установщиках. Аппарат берет захватами элементы из специальной оснастки и помещает их на поверхность платы в пасту. Два агрегата работают как единая машина, у них одна программа. Один - так называемый «чип-шутер» (chip shooter) - работает как установщик мелких элементов. Второй агрегат устанавливает крупные элементы - микросхемы, разъемы, катушки. Производительность этого участка - до 80 тысяч компонентов в час. У оператора есть пинцеты и другие инструменты, с помощью которых он может поправить элемент, если машина его неверно установила. «Мы же не полностью доверяем машине. Человек хозяин машины», - говорит коммерческий директор завода Алексей Перегудов.

Установленные на платы элементы закрепляют с помощью термовоздействия в печи. Платы движутся по своеобразному «тоннелю», где проходят разные термозоны. Паста затвердевает. На мониторе оператора установки отображается статистика по каждой плате.

KUR_5666.jpg

После печи нужно убедиться, что элементы находятся на нужных местах. Поверхность платы фотографируется в комплексе автоматизированной оптической инспекции. Машина сравнивает полученное изображение с эталоном. «В печи происходит химический процесс, на микроуровне он не может быть идеальным, - объясняет Перегудов. - Где-то появилась тусклость, где-то диффузия (проникновение веществ друг в друга, - прим. ред.) произошла. В случае необходимости машина предупреждает: «Мне кажется, что есть замечания. Посмотри вот эту область». И тогда человек принимает решение: согласиться или не согласиться с машиной».

Пределы автоматизации


Собранные платы поступают на сортировку. Задача специалистов - выявить замечания к плате, и если они есть, то плата отправляется на подправку. Изделия кладут в ящик и отделяют друг от друга прокладками, чтобы компоненты не повредились в процессе транспортировки между собой.

KUR_5677.jpg

Ящики приносят на участок ручной доустановки компонентов (конвейерной связи между участками нет). Сотрудник с помощью паяльника и припоя устанавливает антенну и пьезоэлемент, который работает как генератор звука. Автоматом их поставить невозможно – промышленность не производит подобных элементов, пригодных для машинного способа установки.

На следующем участке мультизаготовку разделяют на четыре платы. Здесь два рабочих места. На разделение мультиплаты уходит примерно полминуты. Можно ли здесь избавиться от ручного труда? «Можно, есть специальные агрегаты, - отвечает Алексей Перегудов. - Но, во-первых, они стоят больших денег, и целесообразности в их покупке для нас нет. Во-вторых, это иллюзия, что при наличии машины человеку становится легче. Нужно правильно настроить машину и затем управлять ей. Машина не будет работать без оператора сама».

KUR_5687.jpg

Тем не менее, выпускаемое «Центрсвязьинформом» бортовое устройство для «Платона» - вполне самостоятельный аппарат, который нужно только включить и правильно активировать. «Мы старались сделать изделие максимально простым с точки зрения управления, - говорит гендиректор завода. - От водителя оно требует минимальных знаний. Нужно внимательно смотреть за состоянием индикаторов, которые имеют логичную цветовую гамму: «Зеленый» - «Все хорошо», «Желтый» - «Заканчивается баланс счета», «Красный» - «Все плохо». Есть звуковое сопровождение, которое информирует водителя о наступлении событий, например, если отсоединился кабель питания».

KUR_5704.jpg

По его словам, бортовое устройство имеет внутренний аккумулятор, который может поддерживать работоспособность устройства в течение 2 часов. О том, что отключилось питание, информация передается в Центр обработки данных (ЦОД). «Потому что ведь можно сознательно выдернуть шнур, и через 2 часа, когда устройство разрядится, сказать: Я не знаю, почему не работает», - приводит пример Бобурков. Звуковое оповещение об отключении питания дублируется цветовой индикацией, и если водитель сознательно обесточил прибор, значит, он нарушил правила эксплуатации изделия.

KUR_5714.jpg

Все остальные действия в системе «Платон» бортовое устройство сделает автоматически. «В устройстве есть приемник навигационных сигналов ГЛОНАСС-GPS, который берет данные со спутников и вычисляет координаты своего месторасположения, - рассказывает Андрей Бобурков. - Эти координаты зашифровываются с помощью модуля криптозащиты. Затем модем 2G/3G через сети оператора “Мегафон” передает данные в Тверь в Центр обработки данных. Программа выстраивает трек, как едет машина. Путь накладывается на карту дорог, программа вычленяет дороги федерального значения и тарифицирует проезд.

KUR_5733.jpg

Коммерческий директор компании Алексей Перегудов говорит, что бортовое устройство позволяет водителям быть мобильными, им не нужно заботиться о «транспортном коридоре» и каждый раз оформлять маршрутную карту. «Наше устройство является удобным», - считает он.

Тест на дружелюбность


На следующем этапе производства в платы будущего гаджета для дальнобойщиков вставляются сим-карты и модуль криптозащиты данных. При этом изделия проходят визуальный контроль - сотрудники смотрят на качество установки элементов.

Затем платы устанавливают на «игольчатый стенд»: на нем идет групповая автоматизированная прошивка программного обеспечения, тестирование и поверка изделий. На стенд можно заложить одновременно 54 устройства - 6 полей по 9 плат. Иголки выходят снизу и соприкасаются с элементами платы. Цикл программирования и тестирования составляет 5 минут.

KUR_5745.jpg

Устройство и сейчас продолжают дорабатывать программисты «Центрсвязьинформа», которые контактируют с разработчиками сервера обработки данных и совершенствуют прошивку. Ее обновление распространяется дистанционно и устанавливается автоматически.

На этапе метрологического цикла проверяется работоспособность устройства в динамике. Имитатор ГЛОНАСС-GPS моделирует движение устройства со скоростью 40 км/ч вокруг антенны. Если параметры устройства на тестировании не укладываются в заданный диапазон, то оно отбраковывается. Игольчатый стенд используется для тестирования других устройств, применяемых в навигации транспорта - модулей ГЛОНАСС-GPS.

На сборочном участке плата вставляется в корпус бортового устройства и начинается этап финишного тестирования, когда устройство подключается к функциональному кабелю. Тесты должны показать, что устройство имеет правильную прошивку, его узлы работают, навигационный модуль в порядке. Специальная антенна принимает сигналы спутников, а производитель проверяет связь с антенной на предмет точности позиционирования. Инструментальная точность - 2 метра, эксплуатационная - до 10 метров.

Если тесты пройдены, то здесь же происходит регистрация устройства в ЦОДе системы «Платон». Через интернет готовые бортовые устройства проходят внешнее тестирование со стороны ЦОДа. Замечаний нет - готовые устройства упаковывают и кладут в большие коробки на промежуточном складе, откуда отгружаются заказчику.

KUR_5603.jpg

Гендиректор завода Андрей Бобурков констатирует, что официальных претензий по поводу качества произведенных устройств по первой партии от заказчика не поступало. Но его коллега Алексей Перегудов готов признать, что отдельные сбои в производстве техники исключить невозможно. «Мы слукавим, если скажем, что нареканий совсем не было. Были, потому что это же технические средства, - отмечает он. - При таком объеме партии всегда могут возникнуть отдельные недочеты. На сегодняшний момент к нам поступило на ремонт 36 изделий. Причины различные, но системной ошибки не было. А есть случаи, когда просто пользователь не разобрался с инструкцией».

KUR_5754.jpg 

По словам Перегудова, основные проблемы водителей были связаны с трактовкой показаний индикаторов. Некоторые из них, видя, что «моргает» индикатор GSM, воспринимали это как поломку. А диод мигал, когда машина ехала в зоне без покрытия GSM. Это не влияло на построение трека. Устройство способно хранить информацию с координатами в течение 30 суток. Как только прибор попадает в сеть GSM, данные передаются в ЦОД. Этих трудностей бы не было, если бы водители прочитали инструкцию. Она небольшая - один лист формата А4. «На старте проекта водители пытались получать знания не из инструкции, а путем телефонного звонка. Думаю, водители должны оценить устройство, - говорит Перегудов. - Оно им друг».
a:2:{s:4:"TEXT";s:1083:"ОАО «Центрсвязьинформ» работает на российском рынке с 1994 года и специализируется на разработке и производстве программно-аппаратных комплексов для спецпотребителей и заказчиков в гражданском секторе экономики. На телекоммуникационном рынке компания работает с 2001 года. В 2014 году выручка от продажи товаров и услуг составила 623,7 млн руб., что на 77% превышает аналогичные параметры 2013 года. Чистая прибыль за 2014 год составила 25,6 млн руб.

15 ноября 2015 года в России в соответствии с законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» взимают плату с автомобилей более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию. Действие законодательства распространяется на 50 тыс. 774 км федеральных автодорог. Планируется, что платежи с «12-тонников» будут приносить в Федеральный дорожный фонд около 40 млрд рублей в год. Полученные средства Росавтодор намерен инвестировать в проекты по развитию автодорожной инфраструктуры, в том числе, с использованием механизмов государственно-частного партнерства.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Николай Логинов, Gudok.ru, фото: Иван Куртов/Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица