Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Первые автодорожные ГЧП-проекты в регионах получат софинансирование из средств «Платона» в 2017 году

Инфраструктура | Четверг | 17.03.2016 | 20:19
Собранные в текущем году 20 млрд рублей пойдут на компенсации выпадающих доходов региональных дорожных фондов
Собранные в текущем году 20 млрд рублей пойдут на компенсации выпадающих доходов региональных дорожных фондов | Инфраструктура
Павел Горбатько / Gudok.ru
Первые региональные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) получат софинансирование за счет сборов с грузоперевозчиков в систему «Платон» в 2017 году, когда начнутся непосредственные строительные работы.

Как сообщили Gudok.ru в пресс-службе Федерального дорожного агентства, несмотря на сокращение прогнозируемых доходов, полученных через систему «Платон» в 2016 году, из-за решения правительства «заморозить» действующий льготный тариф (1,53 рубля за километр) на неопределенное время, «об отказе от софинансирования региональных проектов ГЧП речи не идет».

Правительство РФ в ближайшее время своим постановлением утвердит порядок отбора дорожных проектов, претендующих на софинансирование за счет средств, взимаемых через систему «Платон». Затем начнется прием заявок от субъектов РФ, а решение о финансировании будет приниматься правительственной комиссией по транспорту, пояснили в Росавтодоре. Средства, взимаемые через систему «Платон», предполагается целевым образом направлять на поддержку региональных проектов в области дорожного хозяйства, что соответствует ранее озвученным планам, подчеркнули в Федеральном дорожном агентстве.

В настоящее время проходит стадия получения предварительных заявок от регионов. Подать документы на первый отборочный этап заявок на софинансирование готовы не менее 6-7 регионов. К наиболее активным претендентам на получение средств от системы «Платон» Росавтодор относит регионы Сибири и Дальнего Востока, прежде всего, проект транспортного обхода Хабаровска.

Из-за сохранения действия льготного тарифа внесения платы в системе «Платон» выпадающие доходы региональных дорожных фондов составят порядка 10 млрд рублей, такую цифру подтвердил министр транспорта РФ Максим Соколов в ходе пресс-конференции 16 марта.

Ранее предполагалось, что сборы в системе по итогам года эксплуатации составят около 39 млрд руб., стоимость создания эксплуатации системы «Платон» по концессионному соглашению составит около 10 млрд руб. По словам министра, собранные в 2016 году средства - 20 млрд рублей - пойдут на общую сбалансированность бюджетов субъектов, что позволит поддерживать строительство и приведение региональных и муниципальных дорог в нормативное состояние.  «Мы уже подготовили соответствующие предложения в Правительство РФ по правилам распределения субсидий и трансфертов на поддержку областных дорожных фондов, которые будут за счет собираемых системой «Платон» средств компенсировать выпадающие доходы», – отметил министр.

В Росавтодоре Gudok.ru добавили, что за счет предоставления налогового вычета для грузоперевозчиков, который подразумевает уменьшение выплаты транспортного налога на сумму, уплаченную по итогам года работы в системе «Платон», в 2016 году рассматривается возможность компенсации выпадающих доходов региональных дорожных фондов.

За четыре полных месяца работы система «Платон», начиная с 15 ноября прошлого года, позволила собрать для перечисления в дорожный фонд страны уже почти 5 млрд рублей, проинформировали в Росавтодоре.

Опрошенные Gudok.ru эксперты отмечают, что систему взимания платы «Платон» нельзя рассматривать как единственный источник финансирования региональных дорог: даже 40 млрд рублей недостаточно для строительства и содержания региональных автодорог. По данным Росавтодора, протяженность существующих областных и муниципальных автомобильных дорог общего пользования составляет свыше 1 млн км.

Член общественного совета Росавтодора, председатель совета директоров группы компаний «Рускомпозит» Сергей Фахретдинов считает, что в сложившихся условиях существуют два возможных варианта финансирования дорожной инфраструктуры. Первый, как предложил Минтранс, сбалансировать региональные бюджеты. «Но сделать это необходимо не по принципу равномерного распределения, а с учетом наиболее проблемных субъектов и регионов, которые могут самостоятельно изыскать средства в размере недополученных доходов», - полагает эксперт. Второй вариант – сделать упор не на объемы финансирования ремонта дорог, а на качество и использование инноваций в строительстве и ремонте дорожного полотна. «В результате реконструкцию автодорог нужно будет делать реже, а размер субсидирования на статью «текущий ремонт дорог» можно будет уменьшить», - отмечает Сергей Фахретдинов.

Осенью Правительство может вновь обсудить размер платы для 12-тонников, по предположению Фахретдинова, «льготный период не затянется надолго». «Мы равняемся на европейский дорожный опыт, но совершенно не соизмеряем размер причинения вреда дорожному покрытию и размеры платы за проезд по дорогам, они должны быть сопоставимы», - считает он, добавляя, что это лишь один из инструментов: даже при запланированном объеме собранных средств от системы «Платон» 40 млрд руб. было бы недостаточно на создание, ремонт и реконструкцию «дорог мечты».

Участники рынка грузовых автоперевозок и отраслевые эксперты считают, что тариф с дальнобойщиков должен зависеть от величины ущерба дорожному покрытию, который наносят грузовики. Для этого, по их мнению, необходимо дифференцировать сборы в систему «Платон» в зависимости от количества осей в конструкции машины. Такое предложение прозвучало 9 февраля в рамках круглого стола, посвященного работе системы «Платон» в России. Автодорожные строители подтверждают, что масса транспортного средства прямо пропорциональна наносимому вреду дорожному покрытию, но основной ущерб инфраструктура терпит от нарушений водителями весовых норм.

По состоянию на 1 января доля автомобильных дорог в регионах, которые не отвечают нормативным требованиям, составляет почти 63%, сообщил 14 марта на заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения министр транспорта РФ Максим Соколов.

Недофинансирование дорожного хозяйства произошло, по данным Минтранса, во-первых, за счёт снижения доходов от акцизов на нефтепродукты: три года подряд фактические доходы от акцизов не дотягивают до прогнозных цифр Минфина примерно на 20%. Во-вторых, за счёт использования средств дорожных фондов на цели, которые прямо не связаны с финансированием дорожного хозяйства. Минтранс подготовил проект закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс, которым предлагает закрепить требование о том, что средства дорожных фондов нужно расходовать исключительно на дорожные цели. Также в законопроект включена норма о необходимости доведения объёма регионального дорожного фонда до размера фактически полученных доходов от акцизов и транспортного налога, а также величины межбюджетных трансфертов.

Кроме того, законопроект направлен на закрепление для субъекта федерации возможности формировать региональные фонды исходя из ряда иных доходов, кроме акцизов, в том числе штрафов за нарушение правил дорожного движения. Соколов считает, что средства от штрафов нужно использовать на ликвидацию очагов аварийности на региональных дорогах за счёт строительства пешеходных переходов, пересечения автомобильных дорог, в том числе и развязок или путепроводов над железнодорожными путями.
a:2:{s:4:"TEXT";s:1326:"
«Платон» - российская система сбора платы за проезд по федеральным автодорогам грузовиков предельной допустимой массой с грузом 12 тонн и выше в счет возмещения вреда, наносимого ими автодорожной инфраструктуре. Сбор платы начался 15 ноября 2015 года. Тариф за проезд взимается по предоплате и рассчитывается, исходя из пройденных грузовиком километров по федеральным трассам, считываемых бортовым транспондером или с помощью маршрутной карты, в которой перевозчик заранее определяет маршрут следования. Ставка составляет 1,53 руб./км.

Действие законодательства распространяется на 50 тыс. 774 км федеральных автодорог России. В момент ввода системы планировалось, что платежи с «12-тонников» принесут в Федеральный дорожный фонд около 40 млрд рублей в год. Полученные средства Росавтодор намерен инвестировать в проекты по развитию автодорожной инфраструктуры, в том числе, с использованием механизмов государственно-частного партнерства. По состоянию на 16 марта система «Платон» позволила собрать 5 млрд рублей. 29 февраля вышло постановление правительства N139, которым отложено повышение тарифа на неопределенный срок. Тариф за километр остается в размере 1,53 рубля до особого решения правительства РФ.
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица