Новости дня

Морской, железнодорожный и автовокзалы Владивостока планируют объединить под общей крышей

Инфраструктура | Пятница | 04.03.2016 | 14:09
Софинансировать строительство в сумме $500 млн предложено китайским инвесторам, но в РЖД считают проект нецелесообразным
Софинансировать строительство в сумме $500 млн предложено китайским инвесторам, но в РЖД считают проект нецелесообразным | Инфраструктура
Юрий Смитюк/ТАСС
В рамках первого российско-китайского строительного форума, прошедшего на этой неделе в Москве, потенциальным инвесторам и строителям из Китая был представлен проект строительства мультимодального пассажирского транспортно-пересадочного узла (ТПУ) во Владивостоке, который должен объединить под одной крышей морской, железнодорожный и автовокзалы в центре города.

«Концепция развития морского пассажирского порта в городе Владивосток» была разработана российской архитектурной компанией ABD architects по заказу городской администрации Владивостока. В настоящее время пассажирский морской терминал находится в самом центре города, в непосредственной близости от него расположен железнодорожный вокзал, где, кроме пассажирского сообщения, присутствует и грузовое. При этом центральная площадь города и здание краевой администрации расположены прямо напротив порта и вокзала. «Получается, что самая «активная» часть Владивостока фактически полностью отрезана от моря и от набережной. При этом сюда приходят круизные суда, а инфраструктура фактически не готова их принимать», - рассказал о проблеме архитектор проекта и гендиректор ABD architects Борис Левянт.


Владивосток порт и вокзал


Предложенный проект предусматривает создание нового единого инфраструктурного комплекса для обслуживания пассажиров и увеличения свободного пространства для жителей города. Главным элементом всего разработанного комплекса должен служить транспортно-пересадочный терминал, который объединяет существующее здание железнодорожного вокзала с привокзальной площадью, новый морской вокзал со стоянкой для туристических автобусов и проектируемое здание для обслуживания пассажиров пригородных электричек. Сообщение между этими объектами должна обеспечивать пешеходная платформа, накрывающая железнодорожные пути.

На первом этапе разработчики проекта предлагают частично перекрыть железную дорогу (полностью ее закрыть не получится, ибо по ней приходят составы с топливом для судов). После этого на освободившемся пространстве предлагается начать строительство платформы для пригородных поездов, торговые зоны, офисные центры и гостиничный комплекс. Третьим этапом проектировщики предлагают провести непосредственную реновацию существующего морского вокзала.

«У частных мореплавателей очень большой интерес к порту Владивосток. Поэтому тут удобно создать жилой комплекс, который впоследствии станет некой «визитной карточкой» города», - комментирует Борис Левянт. При этом, по его словам, причальная стенка переноситься не будет: во-первых, это федеральная собственность, а во-вторых - именно здесь и будут швартоваться пассажирские теплоходы и круизные лайнеры. А вот все остальные площадки, которые сейчас, по сути, заняты транспортными объектами, предлагается объединить.

В итоге общая площадь транспортно-пересадочного узла после реконструкции должна составить 700 тыс. кв. м, стоимость проекта в настоящий момент оценивается на уровне $500 млн. Предполагается, что проект может быть профинансирован с применением механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), в том числе с привлечением средств ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), китайских строительных и инвестиционных партнеров.

Сейчас проект находится в Росгосэкпертизе и, по словам проектировщиков, уже в начале апреля может быть получено положительное заключение, а в начале июня власти Владивостока планируют приступить к реализации первого этапа строительства нового ТПУ: проект уже прошел согласования на нескольких градостроительных советах. «Первая очередь в реализации проекта – строительство 30 тыс. квадратных метров площадей, преимущественно торговых, и строительство парковочного пространства. Предполагается, что это место уже в ближайшем будущем станет одним из самых посещаемых мест во Владивостоке не только приезжими, но и самими жителями», - убежден архитектор Борис Левянт.

Проект по созданию ТПУ во Владивостоке обсуждался и ранее. Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» и ООО «Социальный Строительный Союз», принадлежащий российским и китайским бизнесменам, подписали декларацию о сотрудничестве по реализации похожего проекта еще в сентябре 2014 года. Тогда же администрация Приморского края сообщала о том, что инвестором собралась выступать крупная строительная компания из Пекина. Стоимость проекта в тот момент оценивалась в $1 млрд, что ровно в два раза больше суммы строительства ТПУ, названной Борисом Левянтом.

Впрочем, из-за финансовых трудностей проект был заморожен на неопределенное время. В пресс-службе Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал ОАО «РЖД») рассказали Gudok.ru, что о проекте ТПУ во Владивостоке с тех пор никто не вспоминал. «Вся суть реконструкции сводится к тому, что морской, железнодорожный и автовокзалы накрываются единой крышей. Мы считаем, что это – просто красивая картинка, - рассказал Gudok.ru представитель пресс-службы ДВЖД во Владивостокском регионе Александр Артамонов. - Проблема заключается в том, что грузовые и пассажирские станции Владивостока очень крупные и тут происходит много работ маневрового типа. Кроме того, здесь много контактной сети для магистральных локомотивов. Эти элементы железнодорожной инфраструктуры не спрятать под крышу». По его словам, проектировщики даже не просили согласовать проект, а хотели получить рекомендации от РЖД для корректировок технологической части. «В итоге, посмотрев на картинку, мы поняли, что элементарные вещи не учтены – люди попросту задохнутся от выхлопных газов дизельных локомотивов. В итоге ДВЖД признала проект нецелесообразным», - рассказал Артамонов.

В пресс-службе ДВЖД подчеркнули, что сейчас во Владивостоке есть очень много объектов, которые не были достроены из-за отсутствия финансирования: инфраструктурные транспортные объекты, гостиницы и игорные заведения, так что у проекта ТПУ, который объединил бы порт, вокзал, пригородные платформы и автостанцию, высоки риски оказаться таким же «долгостроем».

ФГУП «Росгосэкспертиза», где, по словам архитектора Бориса Левянта, рассматривается в настоящее время проект ТПУ во Владивостоке, занимается экспертизой и сертификацией памятников исторического и культурного наследия, согласованием документации по их реставрации или приспособлению. Как выяснил Gudok.ru, на территории предполагаемого строительства находится как минимум четыре объекта архитектурного наследия, в том числе здание Морского вокзала Владивостока эпохи советского конструктивизма, и железнодорожный вокзал - практически точная копия Ярославского вокзала в Москве.

Александр Фролов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица