Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Почти 90% железнодорожной продукции в Европе приобретено на бюджетные деньги

Инфраструктура | Среда | 27.01.2016 | 19:03
Доля частных инвестиций может вырасти в будущем по мере либерализации отрасли
Доля частных инвестиций может вырасти в будущем по мере либерализации отрасли | Инфраструктура
Сергей Гусев/Gudok.ru
Эксперты независимой немецкой консалтинговой фирмы Roland Berger опубликовали исследование о структуре и объемах частного финансирования в сделках по приобретению подвижного состава для железнодорожных операторов в странах Европы.
Исследование проводилось для некоммерческой швейцарской организации Rail Working Group и охватывает производителей и заказчиков железнодорожного подвижного состава в странах Западной и Восточной Европы.

Эксперты из Roland Berger изучили 370 заказов на поставку подвижного состава, сделанных между 2011 и 2013 годами в 19 странах, чтобы установить абсолютную и относительную значимость частного финансирования в отрасли.

Для изучения были выбраны различные категории продукции — высокоскоростные поезда, моторвагонный подвижной состав, локомотивы, вагоны, которые эксплуатируются на оживленных железнодорожных коридорах.

Из 370 рассмотренных проектов поставок 84 были реализованы в Германии, 74 в Польше, 39 во Франции, 37 в Италии, 22 в Великобритании, остальные 114 — в других европейских странах. Средний объем рынка поставок железнодорожной продукции в Восточной и Западной Европе составляет порядка 13,3 млрд евро. 88% или 11,64 млрд евро из них приходится на государственное финансирование. Соответственно, лишь приблизительно 1,68 млрд евро или 12% от объема рынка вложили частные инвесторы. При этом, около 18% проектов так или иначе связаны с частным финансированием: в Британии 46% проектов реализованы при участии частных инвесторов, в Нидерландах - 19%, в Турции - 18%, в Германии и Италии по 9%.

Частное финансирование и либерализация отрасли, по мнению экспертов, связаны напрямую. Не случайно в двух наиболее либерализованных сегментах рынка — пригородном сообщении и грузовых перевозках — наблюдается наибольшее участие частного капитала.

Именно это и является причиной, почему примерно треть локомотивов (31%) и чуть меньше половины пассажирских и грузовых вагонов (44%) были приобретены на частные деньги. В исследовании Roland Berger отмечается, что только в Восточной Европе частные инвесторы покупают исключительно локомотивы и вагоны — в Западной Европе они участвуют в приобретении всех категорий железнодорожной продукции, поэтому в Западной Европе процент участия частных инвесторов в объемах рынка достигает 13%, а в Восточной — лишь 9%.

Если рассматривать железнодорожную продукцию по категориям, оказывается, что высокоскоростные поезда в Европе приобретают только государственные железнодорожные операторы и компании — здесь за последние годы было известно лишь об одном проекте, частично финансируемом частной компанией. Зато моторвагонный подвижной состав регулярно приобретается на частные средства: инвесторы поучаствовали в 26 таких проектах, — это самый привлекательный продукт для частного финансирования в европейской железнодорожной отрасли.

В городской среде общественный транспорт обычно находится под руководством властей города, поэтому приобретается без участия частных инвесторов. Только в двух точках Европы экспертам удалось обнаружить системы городского транспорта, частично финансируемые частными лицами, — в Ноттингеме (Великобритания) и Монпелье (Франция). При этом парк Nottingham Express Transit состоит всего из 22 электричек стоимостью 57 млн евро, тогда как, например, городская система Стокгольма насчитывает 96 поездов метро совокупной стоимостью 600 млн евро и финансируется исключительно государством.

Специалисты из Rail Working Group полагают, что в будущем участие частного капитала в приобретении железнодорожной продукции значительно вырастет: государственное финансирование ограничат в возможностях, стремясь продолжить дальнейшую либерализацию отрасли. В сегменте пригородного сообщения появится больше частных операторов и частных железных дорог, частные игроки понемногу займут нишу и в магистральных пассажирских перевозках, кроме того, будет расти число частных перевозчиков грузов.

В государственном секторе произойдет обратная динамика: дефицит бюджетов многих европейских стран уже сегодня вынуждает государства проводить приватизацию железных дорог. К примеру, итальянское правительство в ноябре 2015 года объявило о планах продать до 40% акций национальной железнодорожной компании Ferrovie dello Stato («Итальянские государственные железные дороги»).

Также, по мнению экспертов Roland Berger, в ближайшее время кончится период низкого спроса на железнодорожные перевозки. По данным консалтинговой компании SCI Verkehr, в четвертом квартале 2015 года наблюдался резкий спад спроса на продукцию и услуги железнодорожной отрасли и только 17% респондентов определяли положение своей компании на рынке как «хорошее».

Эксперты Rail Working Group ожидают вступления в силу Люксембургского Железнодорожного Протокола, который упростит и обобщит правила лизинга для операторов и позволит привлечь в отрасль больше частных вложений. Ожидается, что протокол вступит в силу в 2017 году.
a:2:{s:4:"TEXT";s:592:"Roland Berger — немецкая консалтинговая компания, основана в 1967 году в Мюнхене. Находится в собственности 220 партнеров, генеральный директор — Шарль-Эдуард Буэ. Компания оказывает услуги по консалтингу промышленным и сервисным предприятиям, государственным учреждениям.
Luxembourg Rail Protocol — Люксембургский протокол к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования по специфическим аспектам железнодорожного подвижного состава. Была принята по итогам международной конференции, в которой приняли участие представители 42 государств, включая Россию. ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Наталия Дементьева, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица