Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

РЖД достроит линию Беркакит – Томмот - Нижний Бестях при условии бюджетного финансирования

Инфраструктура | Понедельник | 18.01.2016 | 16:19
Дорога должна соответствовать всем параметрам, чтобы получить разрешение на постоянную эксплуатацию
Дорога должна соответствовать всем параметрам, чтобы получить разрешение на постоянную эксплуатацию  | Инфраструктура
Артем Геодакян/ТАСС
Первый вице-премьер правительства Республики Саха Павел Маринычев заявил, что ОАО «РЖД» приняло предложение правительства Якутии о достройке и вводе в эксплуатацию железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Нижний Бестях (Якутск). «Компания готова достроить железную дорогу с условием выделения средств из федерального бюджета», - пояснил он агентству "Интерфакс".

По данным республиканского правительства, чтобы ввести железнодорожный участок в постоянную эксплуатацию, нужно не менее 7 млрд руб. Основные работы по строительству линейной части закончены. Остается завершить обустройство станций и разъездов, монтаж средств сигнализации, централизации и блокировки, а также систем технологической связи и энергетики.

Сейчас между станциями Томмот и Нижний Бестях осуществляется грузовое движение на условиях временной эксплуатации. Это подразумевает ограничение по скорости поездов, а кроме того, по этому участку пока нельзя начать пассажирские перевозки. Строительство 830-километровой линии от БАМа на север Якутии к республиканской столице началось сорок лет назад. Из-за недостатка средств работы активизировались лишь в конце 1990-х. В 2004 году был открыт для регулярного движения участок Беркакит (Нерюнгри) - Алдан - Томмот, обслуживаемый ОАО АК «Железные дороги Якутии». Тогда же началась прокладка линии Томмот – Нижний Бестях протяженностью 439 км.

Финансирование работ велось за счет федерального центра, Якутии и "Российских железных дорог". По данным на 2015 год было освоено порядка 45,5 млрд руб.

Первоначально ввести в эксплуатацию линию планировалось в декабре 2012 года. Срок сдачи неоднократно переносился. В правительстве Якутии заявляли, что главная причина этого - неисполнение договорных обязательств генподрядной организацией. В итоге в октябре 2015 года решением Минтранса РФ был расторгнут государственный контракт с генеральным подрядчиком ЗАО «Инжиниринговая компания “Трансстрой”».

Кроме того, стройка стала дорожать, выделяемых лимитов не хватало. В прошлом году власти Якутии обратились в Минфин России с вопросом о выделении недостающих бюджетных средств на завершение пускового комплекса Томмот – Нижний Бестях.

В республиканском правительстве уверены в востребованности железнодорожного транспорта. На первый год эксплуатации запланировано семь пар поездов в сутки, в том числе четыре грузовых, одна пассажирская и две рабочие. Будут перевозиться нефтепродукты, уголь, стройматериалы, продовольствие, оборудование и другие грузы.

Железнодорожная линия открывает большие возможности для экономики региона. В частности, снижение затрат на вывоз продукции делает конкурентоспособными местные производства в таких отраслях, как лесопереработка, черная металлургия, нефтепереработка, газохимия и другие.

«Когда железная дорога дошла до Алдана (в 1991 году – Gudok.ru), буквально произошла революция в экономике города и района. Ведь если раньше уголь туда завозили из Нерюнгри самосвалами, а это почти 200 км, то потом пошли железнодорожные составы без лишних перегрузок и, соответственно, затрат», - вспоминает заместитель председателя правительства Якутии Георгий Никонов.

«Доставка по железной дороге будет процентов на 30-40% дешевле, чем сейчас автотранспортом или по существующей схеме "жд + авто», - отмечают в якутском министерстве транспорта и дорожного хозяйства.

Дальнейшее развитие дороги Беркакит - Томмот - Нижний Бестях (Якутск) и формирование ее доходов напрямую связаны с увеличением объемов перевозок за счет освоения новых месторождений и расширения добычи на уже действующих. На объем перевозок в будущем окажут темпы роста проектируемого производственного кластера в Южной Якутии. Например, проект «Тимир», предусматривающий освоение железорудных месторождений Таежное, Десовское, Тарыннахское и Горкитское, располагает балансовыми запасами около 4,8 млрд т. В целом проект предполагает строительство горно-обогатительных комбинатов суммарной мощностью до 20 млн т железной руды в год.

В рамках программы «Комплексное развитие Южной Якутии» намечено строительство пяти железнодорожных ответвлений  от действующей инфраструктуры протяженностью 269 км. Это участки Томмот – Эльконский горно-металлургический комплекс (52,9 км), Косаревский – Селигдарский горно-обогатительный комбинат (12,7 км), Таежная – Таежный ГОК (4 км), Хани – Тарыннахский ГОК (188,6 км), а также разъезд Чульбасс – Инаглинская обогатительная фабрика (10,6 км). Последний уже построен и готовится принять грузы. По словам гендиректора ООО УК «Колмар» Сергея Цивилева, с учетом Инаглинской шахты добыча компанией угля в Якутии достигнет 4 млн т. Половина отгружаемой продукции поставляется на экспорт. К 2020 году планируется увеличить суммарную выработку до 12 млн т.

Имеются и перспективы для осуществления транзита. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семена Винокурова, благодаря линии Беркакит – Нижний Бестях произойдет соединение Транссибирской, Байкало-Амурской магистралей и Северного морского пути. В случае ожидаемого в будущем строительства моста через реку Амур между селом Джалинда (Амурская область) и китайским поселком Мохэ транспортный коридор приобретет международный характер. «Он включен в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и образует следующий маршрут: Мохэ (Китай) - Джалинда - Сковородино - Тында - Нерюнгри - Якутск - Северный морской путь - порты российского Севера и Западной Европы», - говорит Семен Винокуров.

«Даже для «эталонного» маршрута Роттердам – Йокогама при следовании через Суэцкий канал и Индийский океан расстояние составляет 11,2 тыс. миль, а по Северному морскому пути – 7,3 тыс. миль, что фактически на треть короче. Это уменьшает время в пути с 33 до 20 суток и экономит 800-1000 т топлива на среднестатистическое судно», - отметил директор Института экономики и управления транспорта Морского госуниверситета им. адмирала Невельского Андрей Фисенко.
Павел Усов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица