Инфраструктура / 24.12.15 13:08

Современный нефтехимический кластер построят в Находке

Размер инвестиций в транспортную инфраструктуру и предприятия переработки нефти оценивается в 1,3 трлн рублей

Размер инвестиций в транспортную инфраструктуру и предприятия переработки нефти оценивается в 1,3 трлн рублей
 | Инфраструктура
фото:rosneft.ru

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил проект строительства Восточного нефтехимического комплекса в Находке, сообщила пресс-служба Министерства по развитию Дальнего Востока.

Из постановления, размещенного на официальном портале Правительства, следует, что Минтранс РФ в 2016 году должен представить проект распоряжения о расширении границ порта Находка с включением в них отгрузочного терминала для танкеров в заливе Восток. Кроме того, «Газпрому», «Роснефти» и Минэнерго необходимо определить объемы поступлений газа и нефти для ВНХК. В свою очередь Минвостокразвития представит в российское Правительство предложения по организации территории опережающего развития «Нефтехимический» с якорным инвестпроектом ВНХК.

В целях оказания господдержки реализации проекта предусмотрен ряд мер, в частности, согласование и утверждение генеральной схемы газоснабжения и газификации Приморского края, рассмотрение заявки на выдачу технических условий на подключение объектов ВНХК к магистральным трубопроводам и газораспределительным сетям, подготовка и внесение изменений в схему территориального планирования в области энергетики.

Идея создания нефтехимического завода в Приморье возникла еще в 2007 году. Для этой цели было создано ЗАО «Восточная нефтехимическая компания», которое входит в ОАО «НК «Роснефть». У последнего на востоке страны только одно специализированное предприятие нефтехимии - Ангарский завод полимеров. Изначально предполагалось построить близ Находки высокотехнологичный нефтеперерабатывающий завод с глубиной переработки более 93%. Чуть позже проект получил нефтехимическую составляющую - производство полимеров (полиэтилена и полипропилена) и других продуктов нефтехимии.

Комплекс с проектной мощностью переработки до 30 млн т углеводородного сырья в год должен решить несколько задач. С одной стороны, это обеспечение регионов Дальнего Востока качественным моторным топливом. Другая цель связана с переходом России от экспорта сырьевых продуктов к производству товаров с высокой добавленной стоимостью. Продукция нефтехимии - полимеры - пойдет как на перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, так и для производства продукции внутри страны.

Реализация проекта ВНХК предполагается в три очереди. На первом этапе будет построен нефтеперерабатывающий комплекс с плановой мощностью 12 млн т нефти в год, на втором – нефтехимический, способный ежегодно перерабатывать 3,4 млн т углеводородов. Создание третьей очереди будет зависеть от рыночной конъюнктуры. Дополнительные мощности по нефтепереработке и нефтехимии будут рассчитаны на прием 15 млн т нефти.

Ввод в эксплуатацию первой очереди ВНХК намечен на 2020 год, второй – на 2022-й. Их стоимость сегодня оценивается в 640-650 млрд руб. В целом инвестиции в проект составят 1,3 трлн руб.

Правительственным распоряжением за подписью Дмитрия Медведева утверждены объекты инфраструктуры ВНХК, «элементы которых могут включаться в государственные и федеральные целевые программы», говорится в сообщении кабинета министров. Их финансирование должно быть открыто за счет средств госбюджета в 2018 году. Речь в числе прочего идет о создании газопровода-примыкания к газотранспортной системе «Газпрома» Сахалин – Хабаровск - Владивосток, отвода от магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, а также о строительстве железнодорожных путей необщего пользования и реконструкции станции Кузнецово.

Несмотря на то, что завод будет отгружать в большом объеме продукцию на морской транспорт, часть поставок пойдет и по железной дороге. Кроме того, по магистрали в период стройки будут поступать различные материалы и оборудование. На первом этапе железнодорожные перевозки оцениваются в 3,8 млн т в год, на втором – более 6 млн т.
Таким образом, ежесуточно в адрес ВНХК будет приходить и уходить 329 вагонов.

Будущий комплекс будет располагать собственной железнодорожной инфраструктурой. Она будет связана подъездным путем со станцией общего пользования Кузнецово, расположенной на участке Смоляниново – Находка, уточнили в управлении Дальневосточной железной дороги.

Для создания и последующей деятельности ВНХК был разработан проект по развитию железнодорожной составляющей. Поскольку станция Кузнецово уже работает с такими получателями, как ООО «Лесоперерабатывающий комплекс», ООО «Восток уголь», ООО «Востокнефть», для подачи-уборки вагонов на нефтехимический комплекс необходимо ее развитие.

В свое время специалисты Ангарскнефтехимпроекта предлагали два варианта реконструкции. Первый предусматривал строительство нового приемо-отправочного парка для обслуживания подъездного пути ВНХК на подходе к станции Кузнецово. Второй – размещение на существующей станционной площадке дополнительных, а также удлинение действующих приемо-отправочных путей. Именно последний вариант был согласован с Дальневосточной железной дорогой.

Как сообщили в Минвостокразвития, в 2017 году ОАО «РЖД», как и другие владельцы магистральной инфраструктуры («Газпром», «Транснефть», ФСК ЕЭС), с участием профильных ведомств и «Роснефти» «должны включить в программы естественных монополий мероприятия по строительству инфраструктуры будущего комплекса с учетом источника финансирования, механизма возврата инвестиций и экономически обоснованных тарифов».

Развитие железнодорожного участка Смоляниново – Находка входит в программу развития Восточного полигона до 2018 года. В частности, рассказал начальник Дальневосточной дирекции управления движением Виталий Зеленько, в 2016 году планируется приступить к реконструкции станции Смоляниново. К настоящему времени завершены проектно-изыскательские работы. За счет развития станции будет увеличен среднесуточный трафик до 65 пар поездов. Пока что для обеспечения роста перевозок в порты Находкинского узла приходится изыскивать резервы в эксплуатационной работе.

«Введена новая технология организации обработки поездов через Смоляниново и за счет этого обеспечивается пропуск до 52 четных поездов в сутки. Ранее эта цифра составляла всего 46. Для обеспечения роста грузопотока в направлении Находкинского узла пересмотрена технология подвязки локомотивов-толкачей, применяемых на перевальных участках. Изменен также порядок заступления на смену локомотивных бригад. Для этого на соседней станции Шкотово открыт пункт предрейсового медицинского осмотра. Теперь там частично производится смена бригад, что позволяет снизить простои на Смоляниново», - отметил Виталий Зеленько.
a:2:{s:4:"TEXT";s:2622:"Проект ВНХК предусматривает создание крупнейшего нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Дальневосточном федеральном округе.
Реализация проекта позволит решить проблему локального дефицита и высоких цен на моторные топлива в ДФО и заложить основу для создания нефтехимического кластера в регионе. Комплекс ВНХК также позволит максимально эффективно использовать конъюнктуру рынка Азиатско-Тихоокеанского региона и экспортировать конечную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости.

В настоящее время осуществляется комплекс мероприятий по подготовке к строительству I и II очереди проекта:
I-я очередь — нефтепереработка мощностью 12 млн тонн в год по нефти с получением моторных топлив (автобензинов 1 млн 570 тыс. тонн/год, дизельного топлива 6 млн тонн/год, керосина 790 тыс. тонн/год, судового маловязкого топлива 140 тыс. тонн/год);
II-я очередь — нефтехимия мощностью 3,4 млн тонн в год по сырью с производством следующих основных товарной продукции:
Полиэтилены — 850 тыс. тонн/год – для производства широкого спектра полимерных пленок и труб;
Полипропилены — 800 тыс. тонн/год – для производства различной кабельной и медицинской продукции;
Бутадиен — 200 тыс. тонн/год – для производства синтетических каучуков (PBR, SSBR, EPDM и т.д.);
Бензол — 230 тыс. тонн/год - исходное сырьё для производства лекарств, различных пластмасс, синтетической резины, красителей;
МЭГ — 700 тыс. тонн/год – для производства широкого ассортимента бытовой продукции (синтетических волокон, растворителей, низкозамерзающих и гидравлических жидкостей).
На данном этапе выполняются работы по подготовке проектной документации для I и II очереди проекта, проводятся инженерные изыскания на площадке строительства нефтехимического комплекса и объектах инфраструктуры (ж/д пути, внеплощадочная автомобильная дорога, объекты водоснабжения, нефтепровод-отвод, объекты электросетевого хозяйства и т.д.). Срок завершения этих работ – 2016 год.
Общий объем капитальных вложений в строительство I и II очереди составит около 660 млрд руб., ожидаемый мультипликативный эффект проекта — до 600 млрд руб.

Строительство ВНХК обладает рядом преимуществ по сравнению со многими российскими и зарубежными аналогами:
Полная обеспеченность собственным сырьем;
Расположение в непосредственной близости от ВСТО и выхода в море;
Близость к крупнейшим рынкам сбыта продукции — АТР;
Более низкие удельные затраты в производстве нефтехимической продукции.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Павел Усов, Gudok.ru

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →