Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Ставки на ремонт вагонов будут расти

Инфраструктура | Четверг | 10.12.2015 | 16:16
Из-за большого профицита подвижного состава противоречия между ремонтными заводами и владельцами вагонов обостряются
Из-за большого профицита подвижного состава противоречия между ремонтными заводами и владельцами вагонов обостряются | Инфраструктура
Евгений Надалинский/Gudok.ru
Собственники подвижного состава и вагоноремонтных заводов в рамках международной конференции «Рынок транспортных услуг-2015» представили свой взгляд на модернизацию грузовых вагонов.

Уже третий год, по словам участников дискуссии, на рынке наблюдается большое превышение числа вагонов над имеющейся для них работой. В результате ставки аренды упали ниже уровня рентабельности и в этом году доходили, если брать полувагоны, до 300 руб. за вагон в сутки. В то время как лизинговый платёж обычно составляет 350 руб. в сутки.

В этой ситуации хозяева подвижного состава идут двумя путями: списывают побыстрее старые вагоны, а новые не покупают. В итоге работы для ремонтников оказывается гораздо меньше, и им приходится сильно снижать цены на свои услуги.
«При нынешнем уровне ставок на ремонт мы не сможем выполнять необходимый перечень работ уже в 2016 году», - возмущался генеральный директор АО «ВРК-2» Михаил Сапетов.

Выход он видит в помощи государства, варианты которой рисует широкими мазками. Например, предлагает, по примеру Китая, срочно организовать государственную программу модернизации подвижного состава. Это должно загрузить вагоноремонтные заводы, после чего кризис для них превратится в экономический бум.

«В частности, эффективности поможет перевод буксовых узлов на кассетные подшипники. До этого из революционных перемен только в 1980-х перешли с подшипников скольжения на подшипники качения. Почему бы не сделать государственную программу такого перехода. Китай сделал программу модернизации всего подвижного состава. Это загрузит предприятия по выпуску запчастей и ремонтные предприятия», - заявил он на круглом столе "Производство и ремонт вагонов: стратегии компаний в условиях профицита производственных мощностей».

Обеими руками поддерживает он и подготовленную в Министерстве транспорта идею ввести лицензирование ремонта вагонов, потому что «это регулирует работу предприятий там, где рынок не может».

Впрочем, с позиций владельцев подвижного состава ситуация выглядит совсем наоборот — расходы на ремонт в условиях падения арендных ставок на вагоны становятся неподъёмными.

«Проведение текущего отцепочного ремонта превращается в сложный процесс из-за постоянного увеличения работ и расширения из-за этого договора. Через год он так распухает, что приходится заключить новый, через год — опять новый, - заявил заместитель директора московского представительства ООО «Балттранссервис» Александр Песляк. - Единственное положительное добавление в итоге — разрешение собственнику вагонов использовать при ремонте свои колёсные пары и литьё».

Но идут на это собственники не от хорошей жизни, а потому что сейчас экономят на всём и поэтому вынуждены брать на себя не свойственные функции вроде поиска запчастей и комплектующих подешевле. 

На фоне профицита вагонов обсуждаемый запрет с 1 января 2016 года на продление ресурса универсального вагонного парка почти не отразится на их выбытии — компании и так стремятся как можно быстрее избавиться от старых вагонов, отмечает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.

В зоне риска стоят рефрежираторные вагоны, цементовозы-бочки. Потому что требуется время на сертификацию новых моделей подвижного состава. Быстрое списание может привести к тому, что по некоторым типам вагонов возникнет дефицит.

Получается, что вводя запрет на продление ресурса, Правительство почти не поможет владельцам полувагонов, зато может ударить по пользователям специализированных вагонов.

«По рефрежираторным вагонам на высоком уровне поднимается вопрос отказаться от них в пользу закупок рефрежиратрных контейнеров. Надо очень внимательно посмотреть на положительные и отрицательные стороны, - призывает Владимир Савчук. - Если начнём всю рыбу вывозить такими контейнерами, то пропускная способность упадёт на 40% из-за меньшей вместимости контейнера и меньшей длины поездов. Ни подвижные пути портов, ни перегрузочные мощности не способны сейчас на 40% нарастить работу».

Владимир Савчук посоветовал спокойнее переживать нынешнее снижение спроса на ремонт и вагоноремонтникам. Как показывает опыт прошлых лет, когда рынок железнодорожных перевозок находится на подъёме, спрос на ремонт объяснимо возрастает и на рынок приходят новые предприятия, которые через несколько лет, буквально через три-четыре года, с него уходят. Это облегчает положение самых эффективных вагоноремонтных предприятий.
Павел Арабов,Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица