Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

На большинстве российских аэродромов можно сэкономить на диспетчерах

Инфраструктура | Вторник | 08.12.2015 | 22:25
Использование дистанционного и полетно-информационного обслуживания может повысить эффективность авиации
Использование дистанционного и полетно-информационного обслуживания может повысить эффективность авиации | Инфраструктура
Леонид Порошков/Gudok.ru
Сокращение расходов на диспетчерское обслуживание возможно в большинстве российских аэропортов, это сделает гражданскую авиацию более эффективной, считают во ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации". С учетом выкладок ГНИИ гражданской авиации министерство транспорта рекомендовало разработать научно-методические подходы к определению необходимых видов аэродромного обслуживания воздушного движения, которые могут выполняться с минимальными человеческими ресурсами.

«Совместное использование аэродромного дистанционного и полетно-информационного обслуживания может дать мощный импульс к повышению эффективности выполнения полетов», - заявил первый заместитель генерального директора - директор филиала «Научно-исследовательский институт аэронавигации» Федерального Государственного унитарного предприятия Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Олег Евтушенко.

В результате внедрения полетно-информационного обслуживания, по его мнению, повысится безопасность воздушного движения, будет обеспечена рентабельность аэродромов и транспортная доступность отдаленных городов.

Согласно нормативным авиационным документам, суть отличий полетно-информационного обслуживания от диспетчерского сводится к объемам предоставляемых данных. Если диспетчерское обслуживание предусматривает регулирование движения для предотвращения столкновения воздушных судов и упорядочивание этого движения, то полетно-информационное предназначено для консультаций и уведомлений в тех районах аэропортов, где столкновение воздушных судов невозможно.

По подсчетам специалистов Научно-исследовательского института аэронавигации 93% из всех российских аэродромов обеспечивают не более 10 взлетно-посадочных операций в сутки, 551 российский аэродром и взлетно-посадочные площадки выполняют менее одной взлетно-посадочной операции в сутки. По мнению Евтушенко, именно эти аэродромы и площадки могут составит резерв для внедрения полетно-информационного и дистанционного обслуживания взамен более дорогостоящего диспетчерского обслуживания.

«В России, - пожаловался Евтушенко, - отсутствуют научно-методические подходы к определению рациональных видов аэродромного обслуживания воздушного движения».
Минтранс согласен с тем, что нужно внедрять полетно-информационное обслуживание и фактически дал поручение разработать методические подходы для этого. Однако неизвестно, подкреплено ли это поручение формально и документально.

Минтранс решил стимулировать развитие внутренних и местных перевозок после того, как в этих сегментах начался заметный рост в общем пассажиропотоке на фоне сокращения международных перевозок. За 10 месяцев 2015 года авиакомпании перевезли 80 млн пассажиров (на 0,5% выше показателя за аналогичный период 2014 года). При этом международные перевозки сократились на 13,8%, прирост объема внутренних авиаперевозок составил более 16% (на их долю пришлось 57% трафика), местные перевозки по сравнению с 2014 годом выросли на 5%

При этом, по данным Минтсранса, численность персонала, обеспечивающего в России диспетчерское аэронавигационное обслуживание, в РФ составляет 26 тыс человек, в то время как в Австралии, имеющей сопоставимое количество аэродромов, в этом сегменте задействовано лишь 4 тыс человек. Количество аэродромов, имеющих полетно-информационное обслуживание, в России также значительно выше, чем в странах со сравнимой сетью аэродромов – Австралией и Канадой.

По мнению заместителя министра транспорта России Валерия Окулова, сокращение расходов перевозчиков на аэронавигационное обслуживание в районах аэропортов с низкой интенсивностью движения поможет сделать местные и внутренние перевозки более рентабельными, что важно для отрасли, которая зарабатывает главным образом на международных перевозках, а их объемы все более сокращаются.

Международная ассоциация воздушного транспорта IATA также не имеет возражений по внедрению полетно-информационного обслуживания вместо диспетчерского на малозагруженных аэродромах. По словам заместителя директора по инфраструктуре ОРВД Международной ассоциации воздушного транспорта IATA Дмитрия Косолапова, определение уровня обслуживания воздушного движения – полетно-информационного или диспетчерского - имеет значение и для обеспечения безопасности полетов. По его словам, безопасность страдает не только от перегруженности диспетчеров работой, но и от недозагруженности, которая ведет к потере внимания и может возникать на аэродромах с малой интенсивностью.

«В мировой практике достаточно прецедентов, когда внедрение современных технологий позволяет сократить издержки на аэронавигационное обслуживание», - согласен руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

По его словам, при очень низкой интенсивности движения можно применять полетно-информационное обслуживание, в других случаях можно использовать виртуальные вышки (когда физически диспетчерская вышка находится не на аэродроме, а в удаленном центре и получает  визуальную и прочую информациюс аэродрома по высокоскоростным каналам связи).
Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица