Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Снятие санкций с Ирана станет стимулом для создания Каспийского железнодорожного кольца

Инфраструктура | Вторник | 10.11.2015 | 21:53
Облегчение режима экономического и финансового эмбарго с Ирана позволит вывести торговлю между Москвой и Тегераном на новый уровень, считает сотрудник Департамента Ирана Исследовательского института при Тбилисском государственном Университете Василий Папава.
Облегчение режима экономического и финансового эмбарго с Ирана позволит вывести торговлю между Москвой и Тегераном на новый уровень, считает сотрудник Департамента Ирана Исследовательского института при Тбилисском государственном Университете Василий Папава. | Инфраструктура
Gudok.ru
Сегодня РФ и Иран сотрудничают по многим региональным и мировым вопросам. Наиболее активным на настоящий момент является сотрудничество в сфере энергетики. Это обмен технологиями и опытом в сфере добычи нефти и газа, переработки углеводородов, проведении геологоразведочных работ и так далее.

Несмотря на режим санкций, Россия продолжала торговые отношения с Исламской Республикой Иран. Многолетние жесткие санкции запрещали экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, инвестиций в нефтегазовую и нефтехимическую промышленность страны, а также любые контакты с банками и страховыми компаниями, финансовые транзакции и сотрудничество с ВМФ Ирана и КСИР (Корпус Стражей Исламской революции).

Важным фактором интенсификации российско-иранских торговых отношений может стать снятие экономических санкций с Ирана, что даст Тегерану ранее недоступные десятки миллиардов долларов. Расширение сотрудничества может быть очень выгодным для РЖД: Россия может помочь Ирану в модернизации и электрификации иранских железных дорог, а также строительстве новых транспортных путей.

Не менее важными направлениями развития экономики страны руководство Ирана считает расширение транспортной и коммуникационной инфраструктуры. В настоящее время порядка 80% грузоперевозок внутри Ирана осуществляется автомобильным транспортом. Для изменения структуры грузоперевозок руководство Министерства дорог и транспорта Ирана предпринимает активные шаги для развития и электрификации сети железных дорог.

В связи с этим стоит отметить взаимодействие между российскими и иранскими компаниями и государственными организациями в сфере транспорта. ОАО "РЖД" в настоящее время реализует проект электрификации железной дороги Тебриз — Азаршахр, осуществляет поставки рельсов и оборудования, а также планирует дальнейшее участие в проектах развития железнодорожной сети Ирана.

Недавно построенная и уже весьма успешно функционирующая железная дорога Иран — Туркменистан — Казахстан явилась первым серьезным шагом не только к построению мощных транспортных связей между ИРИ и Средней Азией, но и своеобразным залогом к выходу среднеазиатской продукции в порты Персидского залива, а оттуда — в Европу. Иранская продукция, в свою очередь, сможет по железной дороге более успешно и дешево доставляться на российские рынки, откуда так же попадать в европейские страны.

Однако на повестку дня встает вопрос — насколько сможет железнодорожная сеть Ирана выйти на соединение с российскими и азербайджанскими железными дорогами, замкнув, таким образом, кольцо вокруг Каспийского моря?

Баку уже имеет проект дороги, которая пройдет от азербайджанской Астары по направлению к Астаре иранской. В настоящее время большая часть иранского участка достроена. Речь идет о ветке Казвин-Рашт, которая уже функционирует. Ее длина — 205 км, а пропускная способность — 1,4 млн пассажиров и 5–7 млн тонн грузов в год. 

При этом ветка, которая соединит Астару с Раштом, находится еще на стадии проектирования. Таким образом, Рашт, находящийся в нескольких километрах от крупного каспийского порта Анзали окажется соединенным с сетью железных дорог Азербайджана. Общая стоимость проекта Казвин —Астара составит около $200 млн, притом, что на свою часть железной дороги Иран-Туркменистан-Казахстан ИРИ уже планирует выделить более $100 млн. Однако перспективы проекта переоценить трудно, так как он не только прочнее свяжет ИРИ с Азербайджаном, но и даст ей выход на сеть российских железных дорог.

При СССР Москва сообщалась с Тегераном посредством железной дороги, которая проходила через Нахичеванскую автономную республику, далее — через Армению и Грузию шла к границам РСФСР. Однако Нагорно-Карабахский конфликт отрезал Нахичевань от остального Южного Кавказа. Кроме того, грузино-абхазский конфликт помешал железнодорожному сообщению России и Грузии.

Таким образом, вполне возможно, что уже в ближайшее время мы можем стать свидетелями складывания мощного железнодорожного кольца вокруг Каспия. Последнее не только свяжет пять прикаспийских государств надежным железнодорожным сообщением, но и интегрирует региональные транспортные сети в другие, не менее масштабные проекты, выведя местные товары в Индийский океан, Китай, Пакистан, Индию, а также Европу. 

Экономическое значение складывающихся транспортных реалий по-настоящему трудно переоценить, а учитывая предварительные оценки пропускной способности, уже действующих и готовящихся к запуску железнодорожных путей, они не только окупятся, но и станут важным фактором укрепления экономики каждой из прикаспийских стран.
Мария Платонова, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица