Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Как заработать в "свободном порте" Владивосток

Инфраструктура | Понедельник | 12.10.2015 | 17:34
За счет льгот резидентам свободного порта Приморье станет конкурентоспособным игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе
За счет льгот резидентам свободного порта Приморье станет конкурентоспособным игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе | Инфраструктура
Юрий Смитюк/ТАСС
12 октября вступил в силу Федеральный закон "О Свободном порте Владивосток". Статус свободного порта предоставит резидентам и инвесторам нулевую ставку налога на прибыль в течение 5 лет, льготный тариф страховых взносов, ускоренную процедуру возмещения НДС, а также беспошлинный ввоз, вывоз и хранение товаров. Законопроектом предусмотрено создание в свободном порту Владивостока четырех специализированных территорий: портовой, промышленной, научно-внедренческой, туристско-рекреационной. А иностранные граждане, въезжающие в Россию через Владивосток, будут получать визу на 8 дней прямо на границе.

Хорошо забытое старое

Свободным портом Владивосток уже был с 1861 по 1909 годы. Это позволило городу к началу XX века стать самым крупным портом в мире по грузообороту. С 1883 года по 1899 год объем грузооборота Владивостока увеличился с 47,8 тыс. т. до 333,3 тыс. т. По сути статус порто-франко превратил обычный военный пост Владивосток в крупный торговый центр.

Спустя более сотни лет был подготовлен закон о предоставлении городу этого статуса. В разработку законопроекта было вовлечено более 700 экспертов. По словам министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, закон готовился в тесном взаимодействии с представителями гражданского общества, экспертным и предпринимательским сообществами. В формате публичных консультаций и общественных слушаний на разных площадках было проведено несколько десятков мероприятий — на Дальнем Востоке и в Москве.

"Это важное историческое событие. 12 октября "Порто-франко" возвращается в новом качестве с новым содержанием и новым наполнением. Очень здорово, когда мы с одной стороны опираемся на то, что работало в нашей собственной истории, а с другой — делаем это осмысленно творчески, исходя из тех реалий современного мира, в которых мы работаем, ориентируясь на лучшие международные практики с доказанной эффективностью. При этом данный закон имеет серьезный потенциал развития", — рассказал Александр Галушка на пресс-конференции в Международном аэропорту Владивостока. 
 
Для реализации положений закона необходимо еще принятие порядка 35 нормативных документов и подзаконных актов различными госструктурами РФ.

Границы "свободного порта" 

С 12 октября 15 муниципальных образований: от порта Зарубино до Находки на 70 лет получают возможности пользоваться особыми налоговыми и административными преференциями Свободного порта.

Статус "свободного порта" распространяется на:
Артемовский городской округ;
Владивостокский городской округ;
городской округ Большой Камень;
Находкинский городской округ;
Партизанский городской округ;
городской округ Спасск-Дальний;
Уссурийский городской округ;
Надеждинский муниципальный район;
Шкотовский муниципальный район;
Октябрьский муниципальный район;
Ольгинский муниципальный район;
Партизанский муниципальный район;
Пограничный муниципальный район;
Хасанский муниципальный район;
Ханкайский муниципальный район.

В то же время в состав Свободного порта Владивосток не войдут территории, на которых ранее уже были созданы особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития.

Льготы и преференции
 
 
Резиденты и инвесторы свободного порта получают право на:
— беспошлинный ввоз, хранение, потребление или использование иностранных товаров;
— беспошлинный ввоз иностранного оборудования, необходимого для развития бизнеса;
— беспошлинный вывоз иностранных товаров, произведенных в зоне СПВ;
— круглосуточно работающий пункт перехода;
— сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства.
— возможность предварительного декларирования товаров, перевозимых через границу.

В Свободном порту Владивосток досмотр грузов будет осуществляться через единое контрольное окно. То есть вместо таможенного, пограничного, фитосанитарного, транспортного и другого надзора будет один пункт досмотра, подчиненный Федеральной таможенной службе. При этом контролю будут подвергаться не все ввозимые товары, а только входящие в группу риска.

Существенные преференции предоставлены резидентам свободного порта и в сфере налогообложения. В частности предусмотрено освобождение от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога на 5 лет. Налог на прибыль в первые 5 лет — будет снижен на 5%, в последующие 5 лет — на 10%, страховые взносы составят 7,6% в первые 10 лет.

Сферы экономики, на которые распространяется преференции:
— Рыболовство и рыбоводство;
— Обрабатывающие производства;
— Строительство;
— Транспортировка и хранение;
— Гостиничные услуги;
— Финансовые и страховые услуги;
— Деятельность в области культуры, спорта, организации развлечений;
— Здравоохранение;

Прогнозы и последствия
 
 
Оценивая последствия предоставления Владивостоку статуса свободного порта Владимир Путин отметил, что формирование современной транспортной инфраструктуры значится в числе главных приоритетов региона наравне с политикой социального развития, строительством доступного жилья, созданием качественной системы оказания медицинских услуг и расширением экономических свобод. Эти меры помогут создать мощный транспортный, а в перспективе и индустриальный узел, ориентированный на потребности не только Дальнего Востока, но и всего Азиатско-тихоокеанского региона, заявлял президент на Восточном экономическом форуме.

Международную транспортную связь Свободного порта будут обеспечивать 15 пунктов пропуска: крупнейшие морские порты и аэропорт, авто- и железнодорожные переходы на границе с Китаем.

Как заявил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, развитие международных транспортных коридоров является одним из стратегических вопросов экономической политики. "Трансграничные перевозки ускоряют интеграцию региона в международное экономическое пространство, обеспечивая выход России на глобальные рынки потребления, капиталов и технологий в АТР", — отметил он.

Как говорил на Восточном экономическом форуме губернатор Приморья Владимир Миклушевский, интерес к использованию возможностей Свободного порта Владивосток уже проявили европейские, японские, корейские, китайские партнеры. В частности, заинтересованность высказало правительство китайской провинции Хэйлунцзян. Так, председатель комитета по содействию международной торговле провинции Э Чжунци предложил создать логистический хаб интернет-торговли на территории свободного порта Владивосток.

Как подчеркнул глава региона, уникальные логистические возможности Приморского края, режим Свободного порта Владивосток с его конкурентными налоговыми и визовыми режимами, упрощенными таможенными процедурами, позволят сформировать кратчайшие глобальные коридоры из Азии в Европу через Транссиб и Северный морской путь, а также через транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2" с выходом на Шелковый путь и далее на пространство ЕврАзЭс и в Европу.

Администрация края рассчитывает, что новый налоговый и таможенный режим даст толчок развитию транспортных коридоров. По словам вице-губернатора Сергея Нехаева, "многие азиатские и европейские производители с помощью наших логистических возможностей, налоговых и иных преференций откроют для себя новые рынки сбыта".

По данным Министерства развития Дальнего Востока, на сегодняшний день потенциальными резиденты свободного порта Владивосток уже предложили 7 инвестиционных проектов. Объем заявленных инвестиций составляет больше 60 млрд рублей. "И это только начало. Те нормы, те модели регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности, регулирования экономической активности, которые заложены в закон, востребованы инвесторами", — заверил глава ведомства Александр Галушка.

Советник министра Павел Волков уточнил, что заинтересованность в реализации проектов в свободном порту демонстрируют компании очень разного спектра — от операторов морских портов до компаний, строящих промышленные парки. "Мы понимаем, что сначала придут игроки среднего уровня. Чем крупнее компания, тем более сложный механизм принятия инвестиционных решений, тем больше времени требуется для проработки вопросов. Предположительно, крупный бизнес примет решение к середине следующего года. Напомню, налоговыми преференциями и льготам по страховым платежам можно будет воспользоваться не сразу, эти положения закона вступают в силу с 1 января 2016 года", — приводит слова Павла Волкова пресс-служба администрации Приморья.

Для тех, кто только рассчитывает стать резидентом, есть алгоритм действий: от имени организации или ИП необходимо подать в Управляющую компанию Свободного порта Владивосток заявку установленного образца, приложив к ней бизнес-план, а также копии учредительных и регистрационных документов своей компании. Заявка будет рассмотрена в течении 15 рабочих дней. В случае положительного решения будет заключено соглашение об осуществлении деятельности в СПВ, после чего организацию (или ИП) внесут в реестр резидентов. И обязательно нужно помнить, что статус резидента не предоставляется автоматически по географическому расположению компании. Без получения статуса резидента компании могут работать на территории Свободного порта в соответствии с общими правилами российского законодательства, уточнил Волков.

На первом Восточном экономическом форуме было объявлено, что инвесторы с готовыми инвестиционными проектами, которые они намерены реализовывать на территории Свободного порта Владивосток, могут направлять их в Министерство по развитию Дальнего Востока и связываться с его сотрудниками для получения необходимых комментариев и помощи. Многие предприниматели уже воспользовались данными возможностями, и их проекты находятся на рассмотрении в Министерстве и Управляющей компании.

Решать, кто станет резидентом, а кто нет, будет управляющая компания — Корпорация развития Дальнего Востока. Еще одна руководящая структура — Наблюдательный совет во главе с полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым. В него вошли представители всех муниципалитетов свободного порта, губернатор Приморья Владимир Миклушевский, а также представители Минвостока и иных ведомств.

Его основная функция — мониторинг экономических процессов в Приморье. Также наблюдательный совет получает права контролировать вмешательство надзорных органов в деятельность резидентов и определять максимальную долю иностранных граждан, привлекаемых для работы.

По прогнозам Министерства по развитию Дальнего Востока, работа свободного порта позволит увеличить к 2034 году валовый региональный продукт Приморского края в 3,4 раза, а всего Дальнего Востока — на треть. ВРП Приморского края к 2025 году может составить 1,4 трнл рублей, а к 2034 году — до 2,1 трлн рублей. Прирост ВРП Дальневосточного федерального округа к 2025 году может составить 1,97 трлн рублей. Количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 84,7 тыс. человек — к 2021 году, 108 тыс человек — к 2025 году и почти полмиллиона новых рабочих мест к 2034 году.
Ирина Таранец, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица