Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

ГК "Автодор" решит проблемы с сотовой связью на платных трассах

Инфраструктура | Пятница | 25.09.2015 | 19:00
Дорожники ищут пути, чтобы обязать операторов строить сети вдоль автодорог
Дорожники ищут пути, чтобы обязать операторов строить сети вдоль автодорог | Инфраструктура
Shutterstock.com
Вопрос о недостаточном покрытии зон платных автодорог сотовой связью стала одной из самых обсуждаемых проблемных тем на II Международной конференции "Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети платных автомобильных дорог" в Санкт-Петербурге. Как правило, скоростные платные отрезки федеральных трасс проходят вдали от крупных населенных пунктов, там, где нет достаточного количества вышек основных сотовых операторов. 

Так, например, открытый почти год назад участок платной автодороги М11 в обход Вышнего Волочка только недавно обзавелся мобильной связью, представленной пока только одним оператором — компанией "МегаФон". 

В ходе конференции специалисты указывали, что уже существует государственная программа по организации устойчивой связи на федеральных дорогах, но для эффективного решения проблемы есть лишь два варианта привлечения средств. Первый — строить необходимую инфраструктуру за счет государства, второй — законодательно обязать операторов сотовой связи за свой счет возводить инфраструктуру, определив набор санкций за нарушение этих требований. Обязательства дорожников должны будут заключаться в предоставлении земельных участков для сотовых вышек в полосе отвода и обеспечении оборудования электричеством. Однако единого решения по этому вопросу пока не принято. 

"Государственная компания "Автодор", понимая, что задача очень серьезная, пошла по другому пути, — рассказал корреспонденту Gudok.ru начальник управления информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем ГК "Автодор" Дмитрий Смирнов. — На обходе Вышнего Волочка мы построили инфраструктуру для собственных нужд — свои базовые станции, базовые линии — и все это обвязали оптоволоконной линией. Сейчас мы предлагаем четырем крупным операторам воспользоваться этой инфраструктурой, разместить свои антенны на наших вышках и использовать наше электричество и каналы, чтобы все это подключить". 

Первым, кто откликнулся, стал "МегаФон" — с ним и был запущен стартовый проект: сотовый оператор разместился на двух из четырех башен и связь заработала. По словам Дмитрия Смирнова, оператора это тоже устроило, и сейчас идет согласование договорных и финансовых вопросов с "МТС", "Билайном" и Tele-2 о размещении их антенн уже не на двух вышках, а на всех четырех, построенных в этом районе. Причем эти совещания проводятся как с "Автодором", так и с Министерством связи РФ. По словам Дмитрия Смирнова, соответствующие соглашения с операторами "большой тройки" могут быть заключены до конца года. 

Если схема заработает, устроив и государство, и операторов, то в дальнейшем ее будут тиражировать по всей трассе М11 Москва—Санкт-Петербург, отмечают в "Автодоре". Однако на федеральном уровне пока нет единого пути решения проблемы. По словам Дмитрия Смирнова, операторы заняли очень непривлекательную для дорожников позицию. "Они считают, что пока большого трафика на дорогах нет, проекты для них чуть ли не убыточные. При этом они ведут речь пока только о станциях стандарта 2G, а проекты 3G пока даже не рассматривается, — рассказывает он. — Наша же задача — убедить их в том, что это не совсем так. Мы развиваем собственную инфраструктуру и сервисы, поскольку понимаем, что нашим пользователям необходим интернет. У нас есть мобильные приложения, информационные системы, пользователь должен чувствовать себя на платной дороге, как дома или в современном офисе. Операторы же вкладываться не готовы. Думаю, что они будут готовы, когда почувствуют, что пошел трафик", — рассказал Смирнов. 

Сотовые операторы подтверждают, что в малонаселенных районах предоставление связи менее выгодно, но не отказываются от размещения вдоль дорог инфраструктуры связи. "МегаФон" строит сеть там, где находятся его абоненты, и не делает каких-либо различий в зависимости от формы собственности автодорог, — сообщили Gudok.ru в пресс-службе "МегаФона". — В частности, мы первыми среди операторов "большой тройки" покрыли сетью новый участок платной автодороги Москва—Санкт-Петербург". В компании ссылаются на данные исследования, проведенного в декабре прошлого года Роскомнадзором в семи российских городах, согласно которым у "МегаФона" максимальное покрытие мобильной связью дорог федерального значения — 93,8%, — что является лучшим показателем среди операторов. 

В пресс-службе "ВымпелКома" в ответ на запрос Gudok.ru констатировали, что сегодня более 80% протяженности федеральных трасс уже покрыто сетями операторов "большой тройки", еще примерно на 15% трасс присутствует связь как минимум одного из операторов, что позволяет обеспечить возможность установления экстренных вызовов. "На текущий момент еще существуют участки, характеризующиеся полным отсутствием сигнала базовых станций, — говорится в ответе пресс-службы компании. — В первую очередь речь идет о сложных с точки зрения доступности и климата регионах и автотрассах. Мы работаем над обеспечением связи на оставшихся проблемных участках". 
Тем не менее в компании уверяют, что "работают над строительством сети" на участках платных автотрасс. "Ключевые аспекты, решение которых позволит операторам ускорить процессы обеспечения бесперебойного функционирования сотовой связи на трассах, — обеспечение подъездных путей, организация технологических присоединений к электросетям, приведение цен на аренду высотных сооружений, которые являются частью строящихся платных автодорог, к средним по рынку", — считают в пресс-службе "ВымпелКома". 

В Tele-2 отмечают, что "расширение покрытия и так является одной из ключевых наших задач". "Мы тратим более 40% от всей нашей выручки на техническое развитие — это более 10 млрд руб. каждый квартал. Мы покрываем около 90% всех федеральных автотрасс, которые проходят по нашей лицензионной территории", — сообщили в пресс-службе компании. 

При этом в компании подтверждают, что установка оборудования в регионах с небольшой плотностью абонентов является убыточным делом. "В отдаленных уголках с низкой плотностью населения, например, в небольших поселках или на локальных автодорогах, сотовая вышка может окупаться годами. Но мы идем на установку вышки, поскольку понимаем, что сотовая связь там необходима, и она зачастую является единственным видом связи", — уточняют в Tele-2. 

Вопрос о возможных законодательных мерах по стимулированию строительства инфраструктуры связи вдоль платных дорог в компании предложили направить в Государственную думу. "Текущее законодательство эффективно регулирует отрасль сотовой связи, — отметили в пресс-службе Tele-2. — Помимо этого конкуренция заставляет операторов улучшать качество своих услуг". При этом в компании подтвердили интерес к размещению станций связи вдоль федеральных автотрасс, включая платные автобаны.
 
Представители "МТС" комментарии на запрос Gudok.ru в течение дня не предоставили.

Александр Фролов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица