Новости дня

В аэропорты могут вернуть курилки: без них российские пересадочные узлы проигрывают зарубежным

Инфраструктура | Четверг | 28.05.2015 | 13:36
Руководство аэропорта Шереметьево просит вернуть курительные комнаты в аэропорты. Их отсутствием недовольны пассажиры из Азии, делающие пересадки в России. Только "Аэрофлот" теряет от антитабачного закона $2 млрд в год. Ранее вернуть "курительные тамбуры" в поезда предлагал глава РЖД Владимир Якунин. Подобные предложения поддерживает и комитет Госдумы по охране здоровья граждан
Руководство аэропорта Шереметьево просит вернуть курительные комнаты в аэропорты. Их отсутствием недовольны пассажиры из Азии, делающие пересадки в России. Только "Аэрофлот" теряет от антитабачного закона $2 млрд в год. Ранее вернуть "курительные тамбуры" в поезда предлагал глава РЖД Владимир Якунин. Подобные предложения поддерживает и комитет Госдумы по охране здоровья граждан | Инфраструктура
Валерий Шарифулин/ТАСС

Просьба Шереметьево вернуть курилки обсуждалась вчера на слушаниях в Общественной палате. Представители аэропорта сообщили, что курящие пассажиры вынуждены курить в туалетах, а некурящие испытывают от этого дискомфорт. Ловить всех курящих в туалете полиция не может, поставить полицейского у каждого туалета просто невозможно. 

"Шереметьево — не карательный орган, а зона комфорта, — сообщила "Коммерсанту" начальник центра общественных связей аэровокзала Анна Захаренкова. — Если будем получать столько негативных отзывов, наш авторитет на международной арене снизится". В НИУ ВШЭ посчитали, что без курительных комнат авиаузел проигрывает борьбу за трансфертных пассажиров, летящих из Европы в Азию, другим крупным пересадочным узлам, например в Финляндии. У "Аэрофлота" порядка 30% трансфертных пассажиров, и многие из них отказываются лететь через Москву, зная, что курилок здесь нет. По подсчетам ВШЭ из-за антитабачного закона авиакомпания может терять за год около $2 млрд.

Представители Шерметьево представили результат опроса пассажиров, пользующихся услугами аэропорта, который проводил ВЦИОМ. Оказалось, что 37% опрошенных лично сталкивались с нарушителями запретов. И 84% респондентов поддержали идею возврата курилок в аэропорты.

На сей раз Шереметьево хочет построить курительные комнаты не такие, как раньше. Стены в них предлагают сделать непрозрачными, чтобы некурящие пассажиры не только не чувствовали дыма, но и не видели курящих. 

Шереметьево, похоже, всегда ратовало за наличие курительных комнат в аэропорте. Этот аэропорт последним из столичных демонтировал свои курилки после вступления в силу антитабачного закона в июне 2013 года. Потом, в сентябре того же года курилки вернулись в аэропорт. Юристы посчитали, что руководство авиаузла может это сделать, так как пассажиры, находящиеся в зоне вылета, формально находятся не на территории России. Однако транспортная прокуратура взглянула на дело иначе и курительные комнаты опять закрыли.

Не только руководство Шереметьево выступает за комфорт для пассажиров, пытаясь вернуть курилки. В ноябре 2014 года глава РЖД Владимир Якунин высказался за то, чтобы разрешить курение в специально выделенных для этого тамбурах в поездах дальнего следования. В своем блоге в "Живом журнале" он признал, что практика применения антитабачного закона на железнодорожном транспорте недостаточно действенна, особенно если поезд идет несколько суток. 

"Что касается поездов дальнего следования, то раньше в каждом вагоне был "курящий" тамбур, но с 1 июня нынешнего года и там дымить нельзя", — напомнил Якунин. Курильщиков могут оштрафовать лишь полицейские, которые, как и в случае с аэропортами, не могут поймать всех. 

"То есть сотрудники РЖД могут только "гонять" курильщиков, но мер воздействия применить к ним не могут", — подчеркнул глава компании. Владимир Якунин написал, что слышал про специфическую "услугу", когда проводники разрешают курение в вагоне за 100 руб. "Все это говорит о том, что категорический запрет создает проблему. Полагаю, что она могла бы быть разрешена путем, например, выделения для курения нескольких специальных тамбуров (не в каждом вагоне, а в одном-двух на состав)", — написал глава РЖД.

Однако идея организовать специальные тамбуры-курилки не была поддержана комитетом Госдумы по охране здоровья граждан. Зампред этого комитета Госдумы Николай Герасименко в ноябре заявил BFM, что спешить не стоит, следует подождать хотя бы до лета, когда, по его мнению, станет яснее, как решать проблему, и стоит ли ее решать: может, люди и не будут тянуться к сигарете в поездах.

Позиция же Минздрава в вопросах курения непоколебима. В ведомстве сообщали, что за первый год действия антитабачных запретов курить в РФ стали меньше на 17%. Такое же падение продаж сигарет фиксировали и производители табака. "Комфорт курильщика — странное понятие, государство не может создавать места для ухудшения здоровья граждан", — заявил член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве РФ Виктор Зыков. 

Он говорит, что согласно другому опросу того же ВЦИОМ, 82% опрошенных граждан поддержали запреты на курение в аэропортах и вокзалах. В пресс-службе Минздрава сообщали, что ведомство не поддержит любые послабления антитабачного закона. "Табак — одна из причин преждевременной смерти и серьезных неинфекционных заболеваний. В связи с этим Минздрав не может поддержать какие-либо инициативы, направленные на послабление действующих эффективных антитабачных мер в России. Желая сделать несколько часов из жизни человека более приятными, такие инициативы взамен лишают человека нескольких лет жизни", — заявляют в ведомстве.

Противники курения приводят свои цифры о зависимости доходов аэропорта от наличия курительных комнат. По словам сопредседателя Российской антитабачной коалиции Дарьи Халтуриной, лондонский аэропорт Хитроу и 60% авиаузлов в США не оборудованы курилками, но, по ее мнению, не страдают от этого в экономическом плане. "Курение вредно, забирает у курильщика от 8 до 14 лет жизни и дорого обходится государству, тратящему средства на лечение онкологии, инфарктов и инсультов", — полагает Халтурина.

Вопрос, впрочем, скорее всего, будет решен в зависимости от позиции профильного комитета Госдумы. Еще месяц назад СМИ писали о том, что депутаты склоняются к тому чтобы вернуть "курилки" на транспортных узлах. Позиция законодателей явно смягчилась, к лету они поняли, что антитабачный закон не привел к массовому отказу граждан от курения. 

"За два года правоприменения мы уже можем обобщить опыт и сказать, что немного перегнули палку", — заявил "Коммерсанту" глава комитета Сергей Калашников. Он признал, что "у каждого туалета полицию не поставишь". Кроме того, по его словам, "нельзя создавать для курящих невыносимые условия". Еще один член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Кравец в интервью газете "Известия" отметил, что ограничение курения в аэропортах и на вокзалах "приносит массу неудобств и напряжения, а эффект — нулевой".

Ольга Колтунова

Cегодня в СМИ

Первые лица