Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Китайские деньги придут в Россию

Инфраструктура | Пятница | 08.05.2015 | 16:58
Китай профинансирует треть стоимости высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва—Казань". Это и еще ряд соглашений в энергетической и финансовой сфере были подписаны сегодня в Москве между двумя странами
Китай профинансирует треть стоимости высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва—Казань". Это и еще ряд соглашений в энергетической и финансовой сфере были подписаны сегодня в Москве между двумя странами | Инфраструктура
ТАСС
Президент Путин по итогам переговоров со своим китайским визави Председателем КНР Си Цзиньпином объявил, что "китайская сторона профинансирует строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва—Казань" в объеме 300 млрд рублей". Это главный и наиболее весомый результат российско-китайских переговоров в Москве, фактически дающий старт новому масштабному транспортному проекту с участием двух стран. В дополнение к этому стороны поставили подписи еще под рядом документов, выводящих российско-китайское сотрудничество на новый уровень.


"Москва-Казань" и далее до Пекина

Меморандум о формах сотрудничества и модели финансирования министр транспорта РФ Максим Соколов, председатель Госкомитета КНР по развитию и реформам Сюй Шаоши, президент РЖД Владимир Якунин и глава корпорации "Китайские железные дороги" Шэн Гуанцзу подписали в присутствии президентов РФ и Китая.

Ранее агентство РИА Новости со ссылкой на свои источники, близкие к подписанию меморандума, сообщало, что Китай готов выделить на строительство ВСМ "Москва—Казань" 104 млрд руб. в качестве вклада в уставный капитал SPV (специальной проектной компании по реализации проекта). Кроме того, в зависимости от хода реализации проекта, китайская сторона может увеличить сумму кредитов еще на 50 млрд руб. от планировавшихся 250 млрд руб. в виде 20-летних кредитов от китайских банков.

Весь проект строительства новой магистрали протяженностью 770 км оценивается в сумму более 1 трлн руб. Таким образом, китайская сторона профинансирует треть строительства магистрали.

Насколько Россия выигрывает в привлечении китайских инвестиций в развитие инфраструктуры, настолько и китайская сторона заинтересована в участии в этом проекте. Китай продвигает идею продления высокоскоростной магистрали от Казани до Пекина с формированием нового сухопутного трансконтинентального транспортного коридора. Но для этого требуется начинать строить ВСМ до Казани на базе совместных российско-китайских разработок в области высокоскоростного движения. Неслучайно, в конце апреля конкурс на проектирование ВСМ "Москва—Казань" выиграл российско-китайский консорциум. Изыскательские и проектные работы на маршруте будут проводить "Мосгипротранс", "Нижегородметропроект" и China Railway Eryuan Engineering Group.

Финансовый союз

Помимо этого, стороны создадут совместный инвестбанк и "намерены укреплять сотрудничество в финансовой области, в том числе за счет более широкого использования рубля и юаня во взаимных расчетах", — приводит слова президента агентство РИА Новости. Соглашение о создании Российско-китайского инвестиционного банка было подписано Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и китайской компанией CITIC Merchant. Создаваемая структура будет оказывать широкий спектр услуг в области инвестиционно-банковского бизнеса, способствующих усилению экономического сотрудничества между Россией и Китаем с основным фокусом на привлечение китайского капитала в российские компании.

Кроме того, президент Путин подтвердил, что наши страны намерены более активно использовать национальные валюты во взаимных расчетах. По словам президента, по итогам первых двух месяцев 2015 года доля национальных валют в двусторонних контрактах превысила 7%.

Газовое соглашение

Еще одним важным направлением сотрудничества двух стран является энергетическое. В пятницу, в присутствии двух лидеров были подписаны два соглашения в газовой сфере — о стратегическом сотрудничестве между "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) и соглашение об основных условиях поставок газа из Восточной Сибири в Китай по западному маршруту. По словам главы российского газового холдинга Алексея Миллера, Соглашение "Газпрома" и CNPC по западному маршруту поставок газа в Китай, подписанное сегодня, является юридически обязывающим. "Соглашение, которое сегодня подписано, это фактически часть будущего контракта. Это более десятка статей, которые юридически обязывающий носят характер", — сказал Миллер в эфире телеканала "Россия 24".

Кроме этого, по словам Путина, сейчас в стадии проработки находится участие китайских партнеров в освоении крупнейшего Ванкорского месторождения нефти и газа на севере Красноярского края. Он приветствовал "подключение китайских компаний к добыче газа на российском арктическом и сахалинском шельфах". Россия постепенно наращивает объем нефтяного экспорта в Китай. Так, в 2014 году поставлено 28,5 млн тонн, что почти на 40% больше, чем годом ранее.

Российско-китайский вертолет

Еще одним прорывным документом, подписанным по итогам переговоров, стало соглашение о сотрудничестве по проекту передового тяжелого вертолета. Его подписали "Вертолеты России" и Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC). Подписание соглашения запускает процесс начала практической работы над проектом. Согласно документу стороны будут сотрудничать по всем направлениям разработки и подготовки к серийному производству нового тяжелого вертолета Advanced Heavy Lift (AHL), отмечается в пресс-релизе российского холдинга. Взлетная масса AHL может составить 38 тонн, максимальная коммерческая нагрузка внутри кабины — 10 тонн, на внешней подвеске — 15 тонн. Спрос на новую машину в Китае может составить более 200 вертолетов в период до 2040 года. По словам Путина, российская сторона рассчитывает на заключение генерального контракта по этой теме до конца текущего года.

Кроме того, стороны "намерены в короткие сроки завершить разработку проекта дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, а также подготовить проект межправительственного соглашения о его совместном производстве", — заявил президент.
Михаил Хмелев

Cегодня в СМИ

Первые лица