Отраслевые новости / 30.11.21 14:23

Ревизоры прошли школу. Структуры безопасности движения ОАО «РЖД» встраиваются в общегосударственную систему

Школа передового опыта главных ревизоров собрала более 300 участников, став  форумом всей созданной в компании структуры безопасности движения

Школа передового опыта главных ревизоров собрала более 300 участников, став  форумом всей созданной в компании структуры безопасности движения | Отраслевые новости
фото:Александр Александров

В конце минувшей недели в ОАО «РЖД» прошла сетевая школа передового опыта заместителей начальников железных дорог – главных ревизоров по безопасности движения поездов. Её темой стала «Профилактика нарушений обязательных требований в организации мероприятий внутреннего контроля». Были рассмотрены вводимые государством изменения контрольно-надзорной деятельности и новые инструменты в работе по обеспечению безопасности движения, применяемые  РЖД. Впервые школа собрала более 300 участников.

Школа передового опыта главных ревизоров проводится ежегодно. В этом году её формат впервые сделали очно-дистанционным: к находящимся в зале заседаний руководителям и начальникам отделов ЦРБ и главным ревизорам железных дорог присоединились по видеосвязи находящиеся на местах работники аппарата главного ревизора, отвечающие за безопасность движения руководители центральных дирекций ОАО «РЖД» и подчинённые им специалисты в регионах. Таким образом, школа собрала более 300 участников, став по сути форумом всей созданной в компании структуры безопасности движения. Также в работе приняли участие представители государственного железнодорожного надзора и транспортной прокуратуры.

Основанная на риск-ориентированном подходе профилактика нарушений – не новая тенденция для ЦРБ. Деление предприятий на группы риска, снижение контрольных мер, фокусирование на профилактической работе с теми, кто не допускает серьёзных нарушений, ведётся на протяжении всех последних лет. На риск-ориентированном подходе построена Система менеджмента безопасности движения (СМБД), включающая перечень мер, которые надо выполнить, чтобы устранить даже условия возникновения нарушений. Действует ежегодная добровольная корпоративная сертификация СМБД, на три года освобождающая доказавших своё соответствие требованиям безопасности обладателей сертификата от технических ревизий и предусматривающая повышенный объём премии по итогам года. Комплекс мер даёт результат в виде повышения уровня безопасности движения. Благодаря таким подходам РЖД сегодня лидируют в Глобальном индексе безопасности (GSI) железных дорог https://gudok.ru/content/economy/1587244/.

«Профилактика нарушений обязательных требований в организации мероприятий внутреннего контроля» стала основной темой школы по причине изменений, произошедших в связи с принятием государством ряда законов и правительственных постановлений, влияющих на работу контрольно-надзорных органов, с которыми взаимодействуют ревизоры безопасности движения РЖД.

«Меняются законы, реформируется работа надзорных органов. И нам нужно совершенствовать собственные подходы, внедрять новые инструменты. Чтобы соответствовать требованиям общества и бизнеса мы должны встраивать наш внутренний контроль в общегосударственную систему», – поделился с «Гудком» главный ревизор Московской железной дороги Борис Кощеев.

Вступивший в силу с 1 июля Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» предусматривает расширение профилактических действий с целью обеспечения соблюдения обязательных требований на железнодорожном транспорте.

«Одной из концепций нового закона является приоритет профилактических мероприятий над контрольно-надзорными», – сообщил начальник Управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Госжелдорнадзор) Евгений Юдин.

Он рассказал, что с июля к ранее существовавшим в Госжелдорнадзоре видам профилактических мер – информированию, обобщению правоприменительной практики, объявлению предостережения – добавились такие виды профилактических воздействий, как консультирование, самообследование, профилактический визит, обязательный профилактический визит в отношении объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

«Мы в компании уже внесли в ревизорскую работу по обеспечению безопасности движения поездов ряд современных профилактических мероприятий. В частности, применяем документарную проверку, не предполагающую выезд на предприятие. Но есть ещё ряд инструментов, которые мы также можем применять в первую очередь на региональном уровне, – это информирование, консультирование, поддержка самообследования», – говорит главный ревизор Горьковской железной дороги Сергей Дробинин.

В основе работы государственного надзора теперь также лежит риск-ориентированный подход. В информационном взаимодействии с РЖД создаются карты риска по инфраструктуре и отдельным предприятиям, оказывающим влияние на безопасность движения. Все карты помечены красным, жёлтым и зелёным цветом, где красный – высокий риск, максимальная опасность, зелёный – низкий риск. К «зелёным» государственные контрольно-надзорные органы намерены проявлять лояльность и не нагружать дополнительными проверками. К предприятиям в зоне высокого риска Госжелдорнадзор обещает принимать самые жёсткие меры, вплоть до запретительных.

Так уже происходит в отрасли вагоноремонта, где предприятиям «красной» зоны за 10 месяцев этого года было выдано сначала 41 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в технологии ремонта, затем на них прошли рейдовые осмотры, выездные обследования. Там, где нарушения сохранились, проведены внеплановые проверки, по итогам которых на 10 предприятиях приостанавливали до устранения нарушений условное клеймение, что равносильно временному запрету на деятельность в вагоноремонте.
«Анализ показывает, что это действенный способ для вывода предприятия из «красной» зоны», – заявил Евгений Юдин.

К концу года Госжелдорнадзор обещает закончить карту риска искусственных сооружений. Угрозу движению поездов могут представлять и пересекающие железнодорожные пути, и мостовые автомобильные переходы, не имеющие хозяев и не состоящие на балансе ни одной организации. В прошлом году компания провела работу по выявлению реальных собственников более 30 объектов, которые были поставлены на балансовый учёт различных предприятий. Но 17 таких сооружений сегодня ещё остаются на сети, ведётся поиск тех, кто должен отвечать за их содержание.

Заместитель генерального директора – начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин отметил, что мероприятия по обеспечению безопасности движения на железной дороге – это процессы, требующие сквозного взаимодействия не только государственных структур и РЖД, но и всех участников транспортного рынка. Сегодня около 70% транспортных происшествий и нарушений на сети РЖД происходит по ответственности сторонних организаций (тех же вагоноремонтных депо или операторов частных вагонных парков). И компании важно обеспечить соблюдение обязательных требований не только собственными структурами, но и другими организациями, пользующимися инфраструктурой железных дорог общего пользования. Поэтому ОАО «РЖД» пошло по пути заключения соглашений с участниками транспортного рынка, в которых в числе прочего прописываются обязательства владельцев сторонних организаций по содержанию и обеспечению систем управления безопасностью движения на своих предприятиях. Этот профилактический инструмент также работает на минимизацию рисков.

Помимо пленарного заседания в рамках школы прошёл ряд тематических сессий, направленных на поиск новых решений в формах и методах профилактической работы ревизоров, внедрение цифровых инструментов, повышение навыков и компетенций ревизоров.

На подведении итогов школы участниками была единогласно принята Декларация института ревизоров по безопасности движения поездов ОАО «РЖД» на 2022 год, определяющая основные цели, задачи и принципы ревизорской работы в компании. Они будут базироваться на минимизации риска причинения вреда жизни и здоровью людей, акценте на профилактическую работу, широком применении риск-ориентированного подхода, стимулировании добросовестного отношения к безопасности, конструктивном взаимодействии со всеми участниками транспортного рынка.

Игнат Вьюгин

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →