Отраслевые новости / 02.10.17 14:52

Экспорт угля в Польшу, Китай и Турцию обусловит рост перевозок

Эксперты железнодорожного холдинга НПК «ОВК» ожидают дальнейший рост погрузки ключевых грузов

Эксперты железнодорожного холдинга НПК «ОВК» ожидают дальнейший рост погрузки ключевых грузов | Отраслевые новости
фото:Павел Горбатько / ИД Гудок

Специалисты железнодорожного холдинга «Объединенная вагонная компания» в регулярном обзоре железнодорожного рынка отмечают рост погрузки угля обусловленный экспортом в Польшу, Китай и Турцию. Параллельно зафиксирован рост перевозок руды  за счет внутреннего потребления и переориентации экспорта, и увеличение перевозки черных металлов - за счет внутреннего потребления. 

В августе 2017 года погрузка составила 106,2 млн тонн, что на 0,4% больше в сравнении с августом прошлого года, грузооборот вырос на 4,9% - до уровня 208,2 млрд т-км.

Перевозки угля выросли на 7,6%, железной руды на 2,2%, а погрузка черных металлов увеличилась на 3,4% по сравнению с августом 2016 года.
В то же время погрузка удобрений в августа выросла на 9,1%, зерна - на 18,8%, цемента - на 6,9% и лома черных металлов на 7,7%. 

Произошло снижение Погрузкп нефти и нефтепродуктов уменьшилась на 4,5%, строительных грузов - на 13,8%, цветной руды на 5,3% и кокса на 9,1%.

В краткосрочной перспективе ожидается дальнейший рост погрузки ключевых грузов. По данным ОАО «РЖД», погрузка на железнодорожном транспорте в январе-сентябре 2017 года выросла на 2,8% до 937 млн тонн.

Погрузка угля в августе установила рекорд для данного месяца и составила 28,3 млн тонн. Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 234,4 млн тонн угля, что на 9,5% больше в сравнении с восемью месяцами 2016 года.

Основной рост перевозок угля зафиксирован на экспортных направлениях и составил 13% по сравнению с августом прошлого года. Больше всего поставки из России нарастили Китай - в полтора раза, Турция  - в 2,5 раза и Польша в 2 раза — экспорт в эти страны в сумме вырос на 500 тыс. тонн по сравнению с августом 2016 года. Кроме того, на высоком уровне находятся поставки в Румынию и Индию — прирост потребления российского угля этими странами составил около 200 тыс. тонн.

По прогнозам экспертов НПК ОВК поставки в Польшу будут расти и дальше. Там наблюдается дефицит угля в связи с истощением шахт сразу нескольких угледобывающих компаний. Ситуация может меняться по мере переключения энергетики Польши на АЭС, однако в ближайшие годы это не произойдет.

В 2018 году откроются новые возможности для экспортного грузопотока из Якутии с реализацией строительства первого железнодорожного моста между Россией и Китаем Нижнеленинское (РФ) - Тунцзян (КНР). Сооружение рассчитано на пропуск двух путей с колеей российского и китайского стандартов.

По августовскому прогнозу Минэнерго России, в 2017 году объем экспорта угля вырастет на +8% в годовом исчислении до 185 млн тонн. При этом, по данным ведомства, внешний спрос на российский каменный уголь в перспективе также будет стабильным, что дает основания для сохранения погрузки угля на высоком уровне.

Погрузка нефти и нефтепродуктов в августе снизилась на 4,5% и составила 19,2 млн тонн. Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 156,7 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что соответствует аналогичному периоду прошлого года. Падение перевозок произошло за счет сокращения экспорта почти на 14% к августу прошлого года, тогда как объем внутренних перевозок вырос на 1%.

Снижение экспорта произошло в направлении портов Нидерландов на 25%, Италии на 15% и Украины на 40%. При этом выросли поставки в Белоруссию на 45%, Великобританию в 2,5 раза и Польшу в 1,5 раза.
В структуре перевозимых грузов сохраняются прежние тенденции: снижение перевозок мазута на 30% и рост перевозок дистиллятов газового конденсата на 20%.

В середине августа президент России Владимир Путин на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию.

В настоящее время Минэнерго работает над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты. Ранее ОАО "Российские железные дороги" уже представили экспортерам скидку, однако положительных результатов она пока не принесла. Прогнозировать увеличение перевозок нефтепродуктов железнодорожным транспортом возможно только, если будут предложены новые транспортные решения.

Как отмечается в материалах "Объединенной вагонной компании", погрузка строительных грузов в августе продолжила падение и составила 12,5 млн тонн, что на 13,8% больше по сравнению с августом прошлого года. Погрузка цемента выросла до 3,1 млн тонн, то есть на 6,9%, впервые показав положительную динамику к прошлому году за последние 2 года. 

Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 90,2 млн тонн строительных грузов и 18,5 млн тонн цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 7,8% и 1,1% соответственно.

По данным Росстата, в августе введено в строй около 6,3 млн квадратных метров жилья, что на 13,1% выше по сравнению с августом 2016 года. С начала года объем сданного в строй жилья упал на 7,3%.

Снижение ключевой ставки до 8,5% привело к росту ипотечного кредитования, что на фоне падения ввода жилья может привести к увеличению его стоимости и, как следствие, к восстановлению активности в отрасли. По оценке министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, в 2017 году будет введено 74-76 млн квадратных метров жилья, а в 2018 году этот показатель будет превышен.

Об активизации строительной отрасли свидетельствует и позитивная динамика производства цемента. Несмотря на падение с начала года, в августе рост производства составил 2,7% к аналогичному периоду 2016 года.

Наметившиеся позитивные тенденции в строительной отрасли могут привести к постепенному восстановлению объемов перевозок стройматериалов и цемента в среднесрочной перспективе, однако нехватка полувагонов, которые в настоящее время задействованы в перевозке более доходных грузов, пока сдерживает рост погрузки строительных грузов.

Погрузка черных металлов в августе составила 6,1 млн тонн, на 3,4% больше по сравнению с августом прошлого года. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 47,4 млн тонн черных металлов, что на 0,3% выше чем за восемь месяцев 2016 года.

В августе внутренние перевозки выросли на 20%, тогда как экспорт сократился на 7%. Увеличение перевозок черных металлов на внутренних направлениях частично обусловлено ремонтом железнодорожных путей — погрузка путевой решетки выросла на 65% к августу прошлого года. В то же время растет потребление листовой стали на 15%, проката черных металлов на 15%.

По оценкам компании «Северсталь», в 2017 году объем потребления стали вырастет к прошлому году на 5%. При этом в I-м полугодии рост спроса был обеспечен неосновными рынками: вагоностроением и автомобилестроением. В следующем году в компании ожидают 3%-й рост внутреннего спроса и аналогичный рост мирового потребления стали.

В краткосрочной перспективе на фоне роста внутреннего потребления, а также проводимых ремонтных работ  на сети ОАО "РЖД" ожидается рост перевозок черных металлов железнодорожным транспортом.

По данным железнодорожного холдинга ОВК, погрузка руды в августе составила 9,5 млн тонн, что на 2,2% больше по сравнению с августом прошлого года. Всего с начала года было отправлено 73,3 млн тонн руды, что на 0,2% больше по сравнению с восемью месяцами 2016 года.

Внутренние перевозки выросли на 4%, а экспорт снизился на 8% к уровню прошлого года. Основное падение экспорта произошло за счет низкого уровня поставок относительно показателей прошлого года в Турцию (вдвое) и в Словакию на 60%, а также прекращения грузопотока в Венгрию и на Украину. При этом растут поставки в Китай на 20%, а также начались отправки в Южную Корею, Японию и Египет.

Драйвером роста внутреннего потребления стало увеличение поставок в адрес отечественных металлургических заводов. В среднесрочной перспективе возможно снижение перевозок руды за счет выстраивания новой экспортной логистики.

Погрузка лесных грузов в августе осталась на уровне прошлого года и составила 3,5 млн тонн. Всего с начала года было отправлено 30 млн тонн лесных грузов, что на 3,6% выше аналогичного периода 2016 года.
В августе перевозки на внутренних направлениях сократились на 4%, тогда как экспорт вырос на 5%, прежде всего, по-прежнему за счет Китая  и Казахстана.

До конца года ожидается запуск целого ряда мощностей: по производству фанеры на Вятском комбинате в Кировской области и Мурашинском фанерном заводе, по выпуску плит МДФ в Смоленской области («Эггер Древпродукт Гагарин»), а также запуск современной бумагоделательной машины на «Сегежском ЦБК» в Карелии. Кроме того, в Пермском крае на ЦБК «Кама» реализуется проект по производству высококачественного картона с объемом инвестиций 30 млрд рублей.

Эксперты полагают, что к 2030 году произойдет расширение российского экспорта лесопереработки более чем в 3 раза. В текущих условиях ожидается дальнейший рост перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом.

Погрузка зерна в августе составила 1,9 млн тонн. что на 18,8% по сравнению с августом прошлого года. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 12,4 млн тонн зерна, что на 10,9% выше показателя за восемь месяцев 2016 года.

В августе внутренние перевозки сократились на 7%, тогда как экспорт вырос на 40%, в основном за счет роста поставок в Египет в 2,5 раза.
В текущем году ожидается новый рекорд по урожаю — уже на середину сентября в России было собрано более 117 млн тонн зерна. При этом в Америке и Канаде прогнозируется падение урожая на 20%, что приведет к росту цен на мировом рынке.

С учетом запасов предыдущего сезона и обильного урожая текущего, а также прогнозируемого увеличения цен возможен дальнейший рост перевозок зерна железнодорожным транспортом.

Погрузка удобрений в августе составила 4,8 млн тонн и на 9,1% превысила статистику августа 2016 года, установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 38 млн тонн  удобрений, что на 8,4% выше аналогичного периода 2016 года.

При этом внутренние перевозки выросли на 3%, а рост экспорта к прошлому году составил 9%. Поставки российских удобрений нарастили Китай на 8%, Бразилия на 17% и Финляндия в 2,3 раза. Кроме того, открылся грузопоток в Танзанию, тогда как в прошлом году экспорт в эту страну не осуществлялся.

В конце августа правительство Аргентины отменило действующую с 2011 года пошлину в размере 6% на ввоз российского высококачественного диаммонийфосфата. По оценкам участников рынка (компаний «Фосагро» и «Еврохим»), это открывает возможности для экспорта в Аргентину 300-350 тыс. тонн  отечественных удобрений.
На фоне выхода на новые рынки сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортного грузопотока.

Николай Логинов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →