История / 25.12.21 14:53

Пролог к миру. Соглашение между РСФСР и Финляндией упрощало перевозку грузов и людей

Как железнодорожные перевозки помогли остановить военные действия

Как железнодорожные перевозки помогли остановить военные действия  | История
фото:Suomen Rautatiemuseo

24 декабря 1921 года вступило в действие «Временное соглашение между РСФСР и Финляндией о перевозке по железным дорогам пассажиров, их багажа и грузов из России в Финляндию и обратно». Подписанное десятью днями ранее, оно стало одним из важнейших событий советско-финляндских отношений 1920-х годов.

Андрей Иванович Клугер, инженер-путеец, представлявший на переговорах в Хельсинки Народный комиссариат путей сообщения, вспоминал: «Перед началом переговоров нам было дано чёткое указание во что бы то ни стало заключить соглашение о перевозках по железным дорогам… Этому акту придавалось огромное значение. Республика впервые подписывала договор с независимым государством, которое ещё совсем недавно было частью царской России. Кроме того, это было первое профильное железнодорожное соглашение, предложенное молодой советской страной… Мы хотели показать, что, несмотря ни на какие разногласия, ни даже на совсем недавние вооружённые столкновения, мы были готовы помочь финскому народу».

Эти слова не были преувеличением. Первая советско-финская война закончилась только в октябре 1920 года, а уже в ноябре следующего года военные действия начались вновь. В этих трудных обстоятельствах и было принято решение предложить Финляндии заключить железнодорожное соглашение, которое обещало стать прологом к прочному миру.

В проекте документа впервые в советской истории в положительном ключе оценивалось дореволюционное прошлое. Редактировавший его Клугер писал в преамбуле к основным статьям: «Следует помнить, что Россию и Финляндию связывали не только неравноправные политические отношения, но и совместное строительство железных дорог в сложных природных условиях. Российские и финские инженеры работали бок о бок, ещё не догадываясь о том, что сооружают железнодорожные пути для будущего независимой Финляндии... Советское правительство предлагает настоящее соглашение для существенного увеличения оборотов грузов и товаров в Финляндии, для роста доходов от торговли, для облегчения поездок пассажиров».

Советские дипломаты, консультировавшиеся с Клугером, одобрили его формулировку. Инженер прекрасно знал, о чём говорил: главная железнодорожная магистраль связывала Финляндию именно с Россией. Первая железная дорога на территории Финляндии была сооружена достаточно рано, уже в 1867–1870 годах, и впоследствии несколько раз укрупнялась, модернизировалась, к ней пристраивали новые пути. Кроме того, до революции 1917 года ей придавалось и важное идеологическое значение – как свидетельству внимания императорской России к национальным окраинам.

Ключевым в соглашении было положение о транзитном проезде, которое, по мнению Клугера, должно было поднять доверие к Советской Республике: «Как пассажиры и их багаж, так и грузы перевозятся на основах ломаного сообщения, то есть перевозка пассажиров, их багажа и грузов, следующих из России в Финляндию, в коммерческом отношении заканчивается на станции Белоостров, и доставленные… пассажиры, их багаж и грузы перевозятся далее от станции Раяйоки общим для финляндских правительственных железных дорог порядком, причём станция Раяйоки является станцией отправления. Точно так же перевозка пассажиров, их багажа и грузов, следующих из Финляндии в Россию, оканчивается для финляндских правительственных железных дорог на станции Раяйоки, и пассажиры, их багаж и грузы, доставленные описанным ниже порядком, перевозятся далее от станции Белоостров общим для русских железных дорог порядком, причём станция Белоостров является станцией отправления... По прибытии пассажирского передаточного поезда на станцию чужой страны состав подлежит немедленному освобождению и возвращению на пограничную станцию, отправившую поезд».

Дополнительный пункт соглашения предусматривал следование финских поездов с советскими локомотивами, но по предварительной договорённости не позднее, чем за трое суток до движения.

Очень важным был специальный пункт, указывавший на возможность для возвращения эмигрантов: «В случае перевозки отдельными эшелонами русских граждан, возвращающихся на родину из Финляндии, в подвижном составе русских железных дорог и финляндских граждан, возвращающихся на родину из России, в подвижном составе финляндских правительственных железных дорог вопрос о пропуске порожнего подвижного состава от границы до станции погрузки и обратно разрешается каждый раз отдельным соглашением между управлениями Николаевской и финляндских правительственных дорог».

Другими «отдельными пунктами» соглашения значились ремонт железной дороги и её последующее обслуживание. В течение января в крайне трудных условиях (и ещё до окончания боевых действий!) была произведена реконструкция железнодорожного полотна на протяжении около 40 км. Ремонтные бригады были советскими, но финляндское правительство перевело за восстановление путей 20 тыс. золотых рублей и обеспечивало поставку строевого леса для опалубки и шпал. До границы поезда должны были обслуживать финские экипажи, которые затем уступали место советским.

В 1931 году, к 10-летию подписания соглашения, были сформированы 10 совместных советско-финских экипажей, служивших на железной дороге в течение года. За отдельную плату (впрочем, весьма небольшую) советское правительство готово было предоставить финским поездам локомотивы российского производства.

Ещё один дополнительный пункт указывал, что раз в год Финляндии будет оплачено пользование железной дорогой также в золотых рублях.

О важности соглашения свидетельствовал хотя бы тот простой факт, что оно было введено в действие всего через 10 дней после подписания – в день визирования в НКПС и ратификации в СНК.

Точные показатели о транзитных перевозках отсутствуют, однако с высокой степенью уверенности можно говорить о том, что в течение каждого года – в период с 1922 по 1938-й (период действия основных положений соглашения) – по железной дороге перевозилось в среднем 90 тыс. тонн грузов и 40 тыс. пассажиров.

Следует отметить и такой весьма необычный факт. Эта железная дорога стала первой в мире целиком демилитаризованной магистралью – по ней категорически воспрещалось привозить оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, а также нельзя было перемещаться вооружённым людям.

Единственное исключение было сделано для советской милиции, в обязанности которой входило пресекать нарушения общественного порядка и безопасности.

Участвовавший в заключении соглашения финский инженер-железнодорожник Йоханнес Косонен так оценивал его важность: «Для Финляндии этот договор, безусловно, стал одним из важнейших из дипломатических достижений в первое время её независимости. Нам удалось договориться с государством, которое наше правительство считало по крайней мере недружественным. Условия соглашения позволяли говорить о том, что Финляндия сможет проводить собственную торговую политику и быть уверенной в принципиальной возможности установить надёжные торгово-финансовые связи... Со своей стороны, советские железнодорожники (я следую здесь их собственным словам) великодушно отказались предъявлять какие-либо претензии на материальную часть железнодорожного полотна, проложенного по территории Финляндии во времена Российской империи, и пошли нам навстречу по большинству пунктов договора».


Ещё больше интересных новостей в нашем telegram-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Владимир Максаков

Теги

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →