История / 04.11.21 12:15

Вокзал Владивостока: русский терем с японским полом, царевич-строитель и еше пять удивительных историй из XIX века

128 лет назад открылся железнодорожный вокзал на Тихом океане

Железнодорожный вокзал Владивостока был спроектирован и построен в позапрошлом веке. 2 ноября 1893 года состоялось торжественное освящение вокзала, и открылось железнодорожное сообщение по маршруту Владивосток — Уссурийск. 

Вокзал Владивостока является пассажирским терминалом конечной станции Транссибирской магистрали. Первоначально это было каменное здание, в средней части одноэтажное, по краям — двухэтажное, покрытое железной кровлей. В 1905 году стало понятно, что он не справляется с той нагрузкой, которая на него приходится. В 1912 году вокзал во Владивостоке расширили и надстроили по аналогии Ярославского вокзала Москвы. 

1. В церемонии закладки серебряной пластины в основание вокзала в 1891 году принимал участие лично цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II). В июле 2017 года здесь был открыт барельеф, посвящённый этому событию.

2. Фасад вокзала выполнен в неорусском стиле. Авторами проекта здания стали архитекторы Платон Базилевский и Владимир Плансон. Всех приезжающих во Владивосток по железной дороге встречает настоящий русский терем. Подобная архитектура здесь, на берегу Тихого океана, особенно необычна. 

3. Полы в здании вокзала были выложены глиняными японскими плитами — они сохранились и по сей день. На крыше вокзала был установлен двуглавый орел с распростертыми крыльями как символ могущества России. На западном фасаде находился мозаичный герб Приморской области, на восточном – города Москвы. Это символизировало неразрывность российского Владивостока и центральных районов России.

4. Облик и убранство вокзала менялись несколько раз.  В 1924 году был снят двуглавый орел, под слоем штукатурки исчезли мозаичные панно с гербами, рельефные изображения из поливной керамики на русские фольклорно-сказочные сюжеты. Цвет фасада сменился с желтого на зеленый. 
В семидесятые — восьмидесятые годы XX века наружные стены были выкрашены в зелёный цвет. Реставрация здания, проведённая в 1994—1996 годах российско-итальянской фирмой Tegola Canadese, приблизила здание к дореволюционному виду.

5. В 1996 году на платформе установили стеллу «9288», символизирующую самую восточную точку Транссибирской магистрали. 9288,2 км - это протяженность Транссиба. Стелла увенчана двуглавым орлом. Тогда же на платформе вокзала был установлен мемориальный паровоз Еа-3306. Локомотив произведен по советским чертежам на заводе American Locomotive Company в 1944 году и поставлен в 1945 году в СССР по ленд-лизу.  Он перевозил грузы по Дальневосточной магистрали. Его вывели из резерва и установили на железнодорожном вокзале в качестве памятника доблестному труду железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. 

file75d12hmwid2cavyb3zt.jpg

Фото: Александр Саверкин / ИД  «Гудок»


6. Вокзал Владивостока включен в список объектов культурного наследия федерального значения. В зале ожидания на потолке изображена фреска, посвященная истории Москвы и Приморья. 

7.  По данным сервиса путешествий OneTwoTrip, вокзал Владивостока вошел в тройку самых удобных вокзалов России. Рейтинг железнодорожных вокзалов был основан на личных впечатлениях путешественников и на перечне услуг, которые предоставляет каждый вокзал.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Анна Булаева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →