История / 02.11.21 06:20

На Октябрьской дороге отметили 170-летие начала железнодорожного движения по маршруту Санкт-Петербург – Москва

В истории железнодорожной ветки, связавшей две столицы, есть много знаменательных дат и событий, по которым можно проследить становление высокоскоростного движения

В истории железнодорожной ветки, связавшей две столицы, есть много знаменательных дат и событий, по которым можно проследить становление высокоскоростного движения | История
фото:Архив ИД «Гудок»

Вчера, 1 ноября, работники Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов провели акцию в честь двойного юбилея – начала движения между Санкт-Петербургом и Москвой и открытия Московского вокзала.

Первый рабочий поезд прибыл из Санкт‑Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. А 19 августа по маршруту проследовал государь император Николай I с супругой, наследником престола, великими князьями, четырьмя германскими принцами и придворными.

Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года: по Николаевской дороге (ныне Октябрьской) отправился первый пассажирский поезд, состоявший из шести вагонов. Из Петербурга состав отправился в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву на следующие сутки в 9 часов утра – в пути он пробыл 21 час 45 минут.

Эта магистраль стала третьей в стране после Царскосельской и Варшаво-Венской и первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской империи.

В честь памятной даты – 170-летия запуска пассажирского движения между столицами – 1 ноября сотрудники Дирекции железнодорожных вокзалов вручили пассажирам, прибывшим утром в Санкт-Петербург и отправлявшимся из него, сувениры с корпоративной символикой, а в Световом зале вокзала перед ними выступил лауреат Международного конкурса пианистов-любителей «Фортепианные мосты» им. Наталии Добровольской известный в городе музыкант Дмитрий Петров. Мероприятие прошло в соответствии с противоэпидемическими нормами: пассажиры и посетители вокзала, железнодорожники были в масках, а группам, приехавшим в Санкт-Петербург, подарки вручали централизованно – через сопровождающих.

В истории железнодорожной ветки, связавшей две столицы, есть много знаменательных дат и событий, по которым можно проследить становление высокоскоростного движения. Так, в 1931 году от Московского вокзала отправился в рейс первый в СССР фирменный поезд «Красная стрела». До него пассажирский поезд преодолевал расстояние более чем в 600 км за 15 часов, а «Красная стрела» сократила время в пути до 10 часов.

В 1957 году это время было сокращено до 6 часов 20 минут благодаря использованию на линии новых пассажирских тепловозов ТЭ7, предназначавшихся вначале только для курьерских и скорых поездов между Москвой и Ленинградом и Москвой и Киевом.

После реконструкции строения путей, контактной сети и использования новых электровозов ЧС2 в 1962 году время в пути сократилось до 5 часов 30 минут. В 1966 году один из них впервые развил на маршруте скорость в 200 км/ч.

В 1965 году началась эксплуатация поезда «Аврора», маршрутная скорость которого составила 130 км/ч. Таким образом, за шесть лет скорость движения пассажирских поездов возросла на 80% – с 72 до 130 км/ч. С 1984 года для сообщения между столицами стал использоваться электропоезд ЭР200, тративший на путь 4 часа 50 минут.

17 декабря 2009 года состоялся первый рейс скоростного поезда «Сапсан», который стал визитной карточкой ОАО «РЖД». Большую часть пути Москва – Санкт-Петербург состав пролетает со скоростью 200 км/ч, а на участке Окуловка – Мстинский Мост его скорость достигает 250 км/ч. Дорога из Санкт-Петербурга в Москву занимает сейчас 3,5 часа.

По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД», генерального директора АО «Скоростные магистрали» Олега Тони, в июле официально стартовало строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Завершение реализации проекта намечено на конец 2027 года, что позволит сократить время в пути до 2,5 часа.

В связи с ожиданием запуска ВСМ планируются реконструкция здания и платформ Московского вокзала, а также изменения в части движения поездов.

Кстати, Московский вокзал (бывший Николаевский) в эти дни тоже отмечает юбилей. Он строился в 1844–1851 годах по проекту архитектора Константина Тона при участии Рудольфа Желязевича.


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Ольга Беляева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →