История / 28.10.21 11:22

Секреты интересного теста. Как мы определяли подлинных железнодорожников

 | История
фото:Wikimedia Commons

Месяц назад газета «Гудок» и транспортно-логистическая компания «Трансойл» подготовили для наших читателей тест, посвященный дню компании «РЖД».

Обсуждая главную идею проекта, мы отклонили присущую большинству тестов развлекательную часть. Никаких «Кто ты в мире Игры престолов» или «ответь на эти вопросы и узнаешь где найти свою любовь». О нет. Наш тест должен был действительно определить: насколько глубоко наши читатели знакомы с историей железных дорог России. 

TASS_32394535_.jpg

фото: Репродукция ТАСС

Серьезный подход и серьезные вопросы. Мы сами погрузились в глубь почти на 190 лет к рождению отечественной железнодорожной отрасли и начали подбирать знаковые события, о которых можно было спросить наших читателей. Параллельно мы поняли: важно не просто задать вопрос и показать правильный ответ, но и рассказать, хотя бы в нескольких словах всю историю, которая стоит за вопросом.

Идея обрела скелет и мускулы: ищем классные истории, которые не могут быть известны каждому и вокруг таких историй формулируем вопросы для теста. И здесь наш проект стал еще интереснее. Как только, нам казалось, что мы нашли отличную историю и про нее можно спросить у читателей, то почти сразу находилась еще более классная. Мы выбирали и выбирали, проверяли на коллегах и знакомых. Пока наконец не определили те самые вопросы и те самые истории, которые заслуживали вашего внимания. 

При этом, подбирая варианты ответов, мы старались все-таки немного помочь читателям. Если вдруг вас подвела бы память или вы совсем не знали ответа, то можно было подключить логическое мышление и все-равно выбрать верный вариант.

TASS_20202203_.jpg

фото: Сергей Коньков/ТАСС

Месяц назад мы наконец представили наш тест читателям. В социальных сетях честно предупредили: «друзья, это серьезная проверка, вопросы сложные, и чтобы правильно ответить понадобятся не только знания, но и хорошая интуиция».

К нашей радости, тест не остался не замеченным. В первые же дни его прошли сотни читателей. И да, подавляющее большинство действительно решило проверить себя, а не умение «гуглить». Как показало исследование цифрового следа посетителей теста, 8 из 10 человека проходили его от начала и до конца почти без пауз. То есть без попыток найти ответы в сети. Еще 10% наших читателей предпочли призвать на помощь поисковые системы. А кто-то так не решился завершить тест. Нам жаль, если они расстроились или передумали.

А теперь к вопросам.

Railway_station_Saint-Petersburg.jpg

фото: Wikimedia Commons

В первом вопросе мы предложили вспомнить самый первый железнодорожный рейс между Москвой и Санкт-Петербургом, который состоялся почти 170 лет назад 1 ноября 1851 года. Сколько же времени путешествовали первые пассажиры? Сейчас скоростные «Сапсаны» пролетают расстояние между двумя столицами менее чем за 4 часа. А тогда путешествие длилось 21 час 45 минут. Два других варианта ответа не должны были запутать. Так и получилось: на первый вопрос правильный ответ дали 55% читателей.

Второй вопрос на наш взгляд был совсем простым: один из классиков русской классической литературы высказал мнение, что государство не должно тратить бюджетные средства на строительство железной дороги. Пушкин, Радищев или Лермонтов — кто из них был настолько погружен в социально-экономическую жизнь страны, кто из них был близок ко двору, чтобы знать о планах таких государственных инвестиций. Ну конечно же не совсем юный в тот момент Михаил Юрьевич Лермонтов и конечно же не умерший в начале XIX века Александр Николаевич Радищев. Но именно Радищева, известного автора «Путешествия из Петербурга в Москву» наши читатели сочли первым идеологом частных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру. 72% читателей кликнули на эту фамилию и только 20% дали правильный ответ и выбрали Александра Сергеевича Пушкина.

Следующий вопрос: откуда 130 лет назад начали строить Транссиб? Немного географии, немного интуиции... и половина читателей дает правильный ответ — Транссиб начали строить из Владивостока.

237973_900.jpg

фото: Альбом гражданских сооружений Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, С-Пб, 1908

 А вот с четвертым вопросом мы решили читателей немного запутать. В первые десятилетия грузовые перевозки регламентировались максимально просто. Грузоотправитель в огромной амбарной книге записывал от руки какой груз и куда его необходимо доставить. Товары доставляли к поезду и грузили в вагоны, а книги хранили в транспортных конторах, организованных на железной дороге во всех крупных городах. Со временем в этих учреждениях стали предлагать и другие услуги для владельцев грузов. По сути, именно с транспортных контор и началась грузовая логистика на железной дороге. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо действительно хорошо знать историю отрасли — угадать не получится. На сложный вопрос правильно ответили более половины читателей — 52%.

MX8_0324.jpg

фото: Максим Каширин/пресс-служба ОАО "РЖД"

Погрузиться в эпоху первых железных дорог, строившихся в России во второй половине XIX столетия, читателям помог и вопрос о происхождении самого слова «железнодорожник». Признаемся честно — истина удивила нас самих. Первыми железнодорожниками были не строители магистралей, не машинисты или кочегары. Полтора века назад так называли биржевых игроков, торговавших ценными бумагами во время «железнодорожной горячки». Тоже, наверное, полезное дело, но как же непривычно. Правильный ответ на этот вопрос дали четверть наших читателей.

Сразу несколько вопросов в нашем тесте были посвящены подвигу железнодорожников во время Великой Отечественной войны и в частности освобождению Ленинграда. Один из них — о длине «дороги Победы» построенной в волховских лесах. Не так важно, дали ли вы правильный ответ, важно, что еще раз вспомнили о великом подвиге строителей дороги и тех, кто вел поезда с продуктами в блокадный Ленинград под бомбами и артобстрелами. 

То же самое относится и к вопросу о грузе, который доставил первый поезд, проехавший по «дороге Победы». Правильный ответ дали лишь 17%, но все запомнили эту историю навсегда.

1549923987_22_0_619_448_1920x0_80_0_0_fd55de3d0799b07e49839ea813399913.jpg

фото: Wikimedia Commons

С защитой Ленинграда был связан еще один вопрос — о транспортировке по железной дороге на Ладожское озеро подводных лодок «Малютка». Удивительная логистическая операция, сверхсекретность и невероятная эффективность использования железнодорожного транспорта. Призываем коллег из «Фонда Кино» выделить средства на достойную экранизацию. Правильный ответ дали 31% читателей, но уверены, что вопрос понравился всем. 

3OH_3643.jpg

фото: Сергей Зоничев/ИД "Гудок"

Среди других вопросов, для нас был очень важен факт, определивший направления реформ на железнодорожном транспорте и появление самой компании «РЖД». В апреле 2001 года президент страны Владимир Путин поручил «добиться финансовой прозрачности предприятий железнодорожного транспорта и исключить неэффективные затраты». Призыв главы государства и стал импульсом для реформ на железной дороге. Правильный ответ дала половина наших читателей. 

В других вопросах мы уже не требовали от наших читателей погружения в историю. Сколько регионов пересекает БАМ, сколько весил самый тяжелый поезд, отправленный в СССР, длина уникального Северо-Муйского тоннеля — подлинный железнодорожник живет с этим знанием, что наши читатели и доказали.

Мы рады, что аудитория «Гудка» так благодарно отреагировала на наш спецпроект. Обещаем, что вместе с компанией «Трансойл» продолжим вас удивлять нестандартными форматами и классными историями.

Партнерский материал

Ринат Накипов

Теги

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Главная дорога страны. Как Транссиб изменил Россию за 105 лет Самая длинная железная дорога в мире протяженностью 9 288 километров соединяет Москву с Владивостоком, пересекает два континента, 80 населенных пунктов, 8 часовых поясов и 16 больших рек.
Если бы Транссиб строили сейчас, то называли бы крупнейшим инфраструктурным проектом, не имеющим аналогов в мире. В начале XX века это была дорога, без которой Россия не могла бы развиваться как единое государство.

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →