История / 24.10.21 19:30

Дворцы из бетона. Пять самых красивых вокзалов в стиле модернизма

Монументальные бетонные объёмы с панорамным остеклением совсем не похожи на богато украшенные дворцы, но их суровый облик обладает своей особой красотой пропорций и геометрии

Монументальные бетонные объёмы с панорамным остеклением совсем не похожи на богато украшенные дворцы, но их суровый облик обладает своей особой красотой пропорций и геометрии | История
фото:Архив ИД «Гудок»

Модернизм стал основополагающим движением в архитектуре прошлого столетия, объединив в себе несколько стилей, относящихся к современному зодчеству. Все они по-новому формируют пространство, опираясь на железобетонные конструкции, позволяющие возводить сложные и прочные структуры.

Советский архитектурный модернизм выделен специалистами в отдельное направление, существовавшее в СССР во второй половине XX века. Ему свойственна функциональность планировочных решений и смелость форм, отличающихся монументальностью. Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на пять российских вокзалов, выполненных в этом ключе и воплотивших в себе устремление в будущее.

Вокзал Челябинск

DJI_0311-Максим-Каширин-ЧЕЛЯБ.jpg

фото: Максим Каширин / пресс-служба ОАО «РЖД»

Первый челябинский вокзал был деревянным и не предназначался для долговременного ожидания поездов. В 1892 году вместо него возвели новое одноэтажное кирпичное здание, которое реконструировали после образования Южно-Уральской железной дороги в 1934 году. Тогда на станции надстроили второй этаж.

В связи с возросшим пассажиропотоком в конце первой половины XX века было принято решение о строительстве нового вокзала. Его спроектировал институт «Киевгипротранс» под руководством архитектора Леонида Чуприна. Двухэтажное здание площадью свыше 20 тыс. квадратных метров отрылось 5 ноября 1965 года.

Масштабный вокзал со сплошным остеклением главного фасада в едином ансамбле с высотным зданием гостиницы воплотил в себе новаторские архитектурные идеи модернизма. Его крышу венчают три усечённых купола на параллелепипедах со световыми фонарями. А интерьеры просторных залов высотой 16 метров, вмещающих до 6 тыс. пассажиров, украшают декоративные витражи.

MAX_7047-Максим-Каширин-ЧЕЛЯБ.jpg

фото: Максим Каширин / пресс-служба ОАО «РЖД»

В 1967 году здание получило серебряную медаль Всемирной выставки в Монреале и было признано лучшим вокзалом СССР. К 2005 году его реконструировали по проекту югославской компании Nеimar Еnginееring.

Вокзал Тверь

KAV_7125-Виктор-Казарин-ТВЕРЬ.jpg

фото: Виктор Казарин

В 1848 году в Твери возвели кирпичный вокзал по типовому проекту архитектора Рудольфа Желязевича. А спустя более 130 лет, в 1984 году, начали строить новый вокзал, который открылся в 1991-м. Его проект разработал институт «Ленгипротранс» в 1976 году.

Остеклённый фасад главного объёма будто разделён на три трёхчастные перевёрнутые арки. Их дополняет членение вертикальными импостами, отражённое и в облике часовой башни, у основания которой находится входная группа.

Вместимость нового вокзала достигает 2 тыс. человек. Его залы ожидания отделаны мозаичными панно из разноцветной смальты. Также внутри вокзала устроена оранжерея с разнообразными растениями.

IVAN9541.jpg

фото: Иван Шаповалов / пресс-служба ОАО «РЖД»

Оба вокзала – старый и новый – соединены подземным переходом, построенным в 1993 году.

Вокзал Липецк

ROM_5384-Роман-Бобков-ЛИПЕЦК.jpg

фото: Роман Бобков / пресс-служба ОАО «РЖД»

Первая железнодорожная станция в Липецке открылась в 1868 году. В начале 1960-х в городе был построен двухэтажный вокзал, прослуживший около трёх десятков лет.

В 1976 году «Липецкгражданпроект» предложил возвести в городе комплекс, объединяющий железнодорожный вокзал с автовокзалом, однако эта концепция не была воплощена. Но в те же годы появился проект архитектора Л. Н. Сывенького, который реализовали позже.

Новое здание, вмещающее в себя тысячу пассажиров, ввели в эксплуатацию в 1994 году. Его силуэт напоминает перевёрнутую букву «Т»: по бокам от центральной башни постепенно повышаются два боковых крыла основного объёма вокзала. Они завершаются скошенными фальшфасадами, придающими его геометрии завершённость.

В здании 11 этажей, и его общая площадь превышает 7,6 тыс. квадратных метров. Интерьеры вокзала украшают скульптуры. В начале нынешнего века его реконструировали и вновь открыли в 2003 году.

ROM_5444-Роман-Бобков-ЛИПЕЦК.jpg

фото: Роман Бобков / пресс-служба ОАО «РЖД»

Вокзал Владимир

DJI_0748-Иван-Шаповалов-ВЛАДИМИР.jpg
фото: Иван Шаповалов / пресс-служба ОАО «РЖД»

Во Владимире железнодорожная станция появилась в 1861 году. В 1970-х годах старое здание вокзала снесли, и в 1975 году на его месте открылся новый вокзал, спроектированный коллективом архитекторов под руководством Михаила Готлиба из «Мосгипротранса».

Авторам проекта удалось решить его в манере, которая, несмотря на свою современность, не противоречит облику древних белокаменных памятников владимиро-суздальского зодчества. Простые функциональные формы здания усложнены скульптурным вертикальным членением и облицованы белым известняком.

Уникальный образ Владимирского вокзала является примером регионального подхода в архитектуре советского модернизма.

IMG_8809-Иван-Шаповалов-ВЛАДИМИР.jpg

фото: Иван Шаповалов / пресс-служба ОАО «РЖД»

Вокзал Тында

Максим-Каширин-DO2B4882-ТЫНДА.jpg

фото: Максим Каширин / пресс-служба ОАО «РЖД»



Железная дорога появилась в Тынде ещё в 1937 году, но по-настоящему развилась уже в 1975-м, когда здесь разместилось управление «ГлавБАМстроя». Новый вокзал строили специалисты «Главмосстроя» по проекту архитекторов из Москвы. В 1984 году он был удостоен бронзовой медали на архитектурном конкурсе в Софии.

Вокзал площадью почти 4 тыс. квадратных метров включает в себя два симметричных крыла, расположенные под углом друг к другу. На их стыке находятся две башни, соединённые «парящим» над городом помещением для дежурных по станции. С внутренней стороны этот образ, напоминающий силуэт лебедя, дополняет динамичная ломаная линия фасада.

Башни здания возвышаются над городом на 48 метров. Тындинский вокзал является самым высоким на Дальнем Востоке.

Максим-Каширин-DO2B4821-ТЫНДА.jpg

фото: Максим Каширин / пресс-служба ОАО «РЖД»

Пять самых красивых вокзалов в русском стиле.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене». Подписывайтесь, друзья!

Кирилл Сотников

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Главная дорога страны. Как Транссиб изменил Россию за 105 лет Самая длинная железная дорога в мире протяженностью 9 288 километров соединяет Москву с Владивостоком, пересекает два континента, 80 населенных пунктов, 8 часовых поясов и 16 больших рек.
Если бы Транссиб строили сейчас, то называли бы крупнейшим инфраструктурным проектом, не имеющим аналогов в мире. В начале XX века это была дорога, без которой Россия не могла бы развиваться как единое государство.

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →