История / 23.06.21 07:56

Макет самой сложной и дорогой игрушки СССР был воссоздан по иллюстрации

Андрей Мясников, директор Музея трамваев в Коломне, восстановил игрушечную железную дорогу «Пионерская»

Андрей Мясников, директор Музея трамваев в Коломне, восстановил игрушечную железную дорогу «Пионерская» | История
фото: из архива Андрея Мясникова

Железная дорога «Пионерская» была самой сложной и дорогой электромеханической игрушкой в СССР. Её начали выпускать в 1951 году. Демонстрационный макет игрушки находился в Центральном Детском мире, но позднее был утерян. Андрей Мясников, директор Музея трамваев в Коломне, сумел по иллюстрации его воссоздать. «Гудок» выяснил, как ему это удалось.

Игрушечную «Электрическую железную дорогу», которую по вывеске на станции чаще называют «Пионерская», выпускал с 1951 по 1969 год завод «Москабель». В комплект входил локомотив, как правило синего или зелёного цвета. 

IMG_3651.jpg

Первоначально, до 1956 года, в честь Иосифа Сталина на нём красовалась надпись «ИС-51». Но после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности вождя, локомотивы стали безымянными. Также в комплекте были два пассажирских вагона, крытый грузовой вагон, открытая платформа, здание станции, будка стрелочника, железнодорожный переезд с ограждением, фонари, светофоры, фигурка дежурного по станции на подставке, две стрелки с ручным переводным механизмом, мост, блок управления и рельсы, из которых можно было собрать путь общей протяжённостью 9,3 м.

«За годы выпуска было произведено более 5 тыс. таких комплектов, – рассказывает Андрей Мясников. – Для того времени это было очень сложное техническое изделие. И очень дорогое». После денежной реформы 1961 года «Пионерская» стоила 36 руб. Для сравнения: нянечка в больнице зарабатывала 40 руб. в месяц.

«К тому же масштаб этой игрушечной дороги – 1/45 – был очень большим. Чтобы её разложить со всеми зданиями и сооружениями, требовалось много пространства, а найти столько места в типичной хрущёвке было практически невзможно. Немногие могли себе позволить эту игрушку из-за цены и размеров», – говорит Андрей Мясников.

IMG_3635.jpg

О том, насколько желанным подарком была «Пионерская»,говорит хотя бы то, что в детском художественном фильме «Алёшкина охота», вышедшем на экраны страны в 1965 году, целый сюжет посвящён тому, как родители приобретают своему сыну такой набор на день рождения, а потом сами собирают его всю ночь.

Сам Андрей Мясников ещё в детстве увлёкся моделизмом. Это увлечение определило выбор профессии: в 1985 году он поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР (сейчас – РУТ (МИИТ) на специальность «электровозостроение». Ещё будучи студентом третьего курса, Андрей начал преподавать в кружке железнодорожного моделизма в Московском городском дворце пионеров и школьников на Воробьёвых горах. После окончания института Андрей Мясников стал на постоянной основе работать во Дворце пионеров – в должности заведующего лабораторией транспортного моделизма.

«Одновременно с этим в 90-е годы мы с другом Леонидом Москалёвым основали первый в стране журнал для моделистов и любителей железных дорог – «Железнодорожное дело». В течение 29 лет я был главным редактором журнала и только в позапрошлом году оставил пост, чтобы полностью посвятить себя своему Музею трамваев в Коломне», – рассказывает Андрей Мясников.

Все эти годы Андрей не переставал создавать макеты. Так, например, он является соавтором самого крупного учебного макета в России, площадь которого превышает 70 кв. м. Этот макет – города, его пригорода, морского порта, железнодорожных подъездных путей к нему, промзоны - находится в одном из корпусов РУТ (МИИТ).

IMG_3639.jpg

В 2011–2012 годах при поддержке ОАО «РЖД» вышло трёхтомное издание «Искусство железнодорожного моделизма», одним из авторов которого наравне с Леонидом Москалёвым и Львом Рагозиным стал и Андрей Мясников.

В 2016 году с просьбой о создании макета для демонстрации «Пионерской» к Андрею обратилось руководство коломенского Музея любимой игрушки. «Предположительно похожий макет стоял в Центральном Детском мире на рубеже 50–60-х годов и давно утерян, – говорит Андрей Мясников. – Поэтому за основу макета была взята художественная иллюстрация из Товарного словаря за 1956–1961 годы, изданного Госторгиздатом СССР в 1957-м. Поэтому можно сказать, что моя игрушечная дорога в какой-то степени вымысел художника».

По его словам, существуют и другие макеты «Пионерской». Один из них Андрей Мясников видел на Харьковской Детской железной дороге, но он имеет совсем иной облик.

Над своим макетом Андрей Мясников работал около семи месяцев. Его площадь составляет 6 кв. м. Несмотря на то что сейчас немалое количество комплектующих – деревья, искусственную траву и другие элементы ландшафта – можно купить готовыми, Андрей поставил перед собой задачу сделать макет именно в стилистике и по технологиям 1960-х годов, когда таких материалов просто не существовало.

Для своего проекта он использовал обычный пенопласт, чтобы создать горный рельеф, а также бумагу и газеты, чтобы обклеить макет как папье-маше. Из обыкновенного поролона, который сначала был покрашен, а затем перемолот, получились трава и мелкие кустики. Деревья создавались по самой простейшей технологии. «Для основы я использовал проволочный каркас, который покрывался массой из краски и клея ПВА. А для имитации листвы опять же использовался перемолотый поролон», – объясняет Андрей Мясников. Для имитации балластной призмы пригодилась окрашенная в серый цвет пробка. На оригинальной картинке есть и река. «Сейчас реки и моря на макетах можно выполнить с помощью всевозможных акриловых смол, позволяющих даже создать эффект волны. Получается очень реалистично. Но я хотел сделать так, как это делали 60 лет назад», – подчёркивает Андрей Мясников. Поэтому для изготовления водной поверхности использовалось обыкновенное стекло, подкрашенное изнутри. В результате получилось настолько реалистично, что дети, видевшие макет в Музее любимой игрушки, были уверены, что перед ними настоящая жидкость.

Анастасия Дорожкина

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Пар Отечества. 175 лет назад в России было начато серийное производство локомотивов Пар Отечества. 175 лет назад в России было начато серийное производство локомотивов
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Храм сибирских путей 125 лет назад на железных дорогах страны появился первый в истории вагон-церковь

Популярное из регионов

Прямой эфир