История / 18.12.20 07:23

Как анархист на дороге порядок наводил

Владимир Клигерман (Шатов) был первым министром транспорта Дальневосточной республики

Владимир Клигерман (Шатов) был первым министром транспорта Дальневосточной республики
 | История
фото:фото: livejournal.com

100 лет назад, после того, как в конце октября 1920 года в Читу из Верхнеудинска (ныне – Улан-Удэ) переехало правительство Дальневосточной республики (ДВР), а затем в ноябре завершились последние бои на Маньчжурской ветке (ныне Южный ход), соединяющей Забайкальскую и Китайско-Восточную (КВЖД) железные дороги, начало работать министерство транспорта «буферной» республики. Его первым руководителем стал Владимир Сергеевич Шатов (Клигерман), анархист-синдикалист, так никогда и не вступивший в ряды Компартии.

Тяжёлое «наследство»

8 декабря 1920 года министр выступил с докладом на съезде железнодорожников Читинской, или Восточно-Забайкальской железной дороги, как её назвали в тот момент.

Владимир Шатов подчеркнул, что главной задачей правительства ДВР является исправление транспорта, как он его назвал, «спинного хребта революции». «Недостаток материалов и запасных частей может быть восполнен запасами Владивостока, которые должны быть вывезены в первую очередь, несмотря на разрушенность железных дорог – пояснял он. – Рабочие и служащие должны приложить все труды к обеспечению пропускной способности дороги от Владивостока до Читы и далее в Советскую Россию, поделясь с последней материалами и запасными частями. Шкурные вопросы должны быть теперь забыты, и на первый план должна быть поставлена работа, дисциплина и сознание каждого железнодорожника».

О самом положении Забайкальской и Амурской железных дорог он подробно рассказал 26 ноября в статье «Транспорт Дальне-Восточной Республики», опубликованной в газете «Дальне-Восточная Республика». Владимир Шатов пояснил, что возглавляемое им министерство «объединяет все железнодорожные, речные, морские и шоссейные пути сообщения, порты и все виды народной связи, как-то: телеграф, почту, радио и т.д.», но главное внимание было уделено, прежде всего, железным дорогам.

«Особенно тяжело в настоящее время положение Забайкальской железной дороги на участке к востоку от Читы, – подчёркивал министр, – где отступающие банды семёновских войск разрушили буквально все железнодорожные здания, взорвали целый ряд мостов, сожгли и уничтожили телеграф, взорвали во многих местах рельсовый путь и уничтожили почти на всём протяжении этого участка систему водоснабжения. При содействии Главкома на этот участок брошен целый ряд восстановительных отрядов всех служб, чтобы восстановить провозоспособность дороги. В результате движение до ст. Оловянной уже восстановлено, исправлена времянка через Онон, а ныне, с занятием Даурии, где захвачены в значительном количестве вагоны и паровозы, можно надеяться и на дальнейшее восстановление пути до ст. Маньчжурия».

Не лучше была ситуация и на Амурской дороге. «Амурская дорога, которая должна служить транзитным путем между Владивостоком и Читой, приобретает в этом смысле первенствующее значение, а между тем состояние дороги весьма печально, – писал Владимир Шатов. – Как известно, Амурская дорога в свое время была недостроена и эксплуатационные возможности её даже до 1917 года были крайне ограничены. За последние три года дорога подверглась страшным разрушениям со стороны оккупировавших её Японских войск, а в последствии и со стороны партизанских отрядов. 419 мостов различной величины были сожжены и уничтожены за это время, дорожные здания частью разрушены, частью сожжены, путь во многих местах был окончательно разрушен».

Министр понимал, что ему надо делать и с чего начинать. Опыт у него был достаточно богатый.

Инженер, революционер, анархист-синдикалист

Владимир Родионович Клигерман родился 24 декабря 1887 года в Киеве. Он рано начал работать, трудясь вместе с отцом наборщиком в типографии, где пристрастился к чтению и самообразованию. Это позволило ему поступить в Киевский политехнический институт, но со 2-го курса он перевёлся в коммерческое училище, которое успешно окончил. Студентом он принял участие в социал-демократическом движении, и в 1904 году был впервые арестован. В 1907 году в возрасте 20 лет Владимир эмигрировал в США. 10 лет он работал наборщиком в типографии в Нью-Йорке, где выучил английский. Тогда же стал членом анархо-синдикалистской профсоюзной организации «Индустриальные рабочие мира», членом которой был и Александр Краснощёков, который в 1920 году стал первым главой правительства ДВР.

В мае 1917 года Владимир Шатов, как его стали называть, вернулся в Россию. Здесь анархо-синдикалист вскоре стал членом Петроградского военно-революционного комитета от Союза анархо-синдикалистской пропаганды, был комиссаром революционной охраны Петрограда. Участвовал в отражении наступления войск генерала Николая Юденича в 1919 году. Дивизия, которой он командовал, сыграл тогда решающую роль, а Шатов был награждён орденом Красного Знамени.

Потом его командировали в Сибирь, где он был комиссаром Омского железнодорожного узла, а потом – водного транспорта Сибири, приобретя опыт, который позже пригодился ему в ДВР.

Времени на раскачку не было

Уже 28 ноября министр транспорта выступил на заседании правительства ДВР. Он представил проекты положения о своём министерстве и договора о железных дорогах ДВР и РСФСР. Правительство его полностью поддержало. 3 декабря министр провёл совещание, на котором обсудили вопрос обеспечения железнодорожников продовольствием и выдачи им пособий за прежнее время. Железнодорожники оценили это по достоинству – многие из тех, кто вместе с белыми бежал в Маньчжурию, стали возвращаться.

Потом были съезд железнодорожников и поездка в Маньчжурию, где он провёл переговоры с китайцами и американцами об открытии сквозного движения до Владивостока по КВЖД.

Шатов оставил на посту начальника ЗабЖД Николая Кислицина, который работал на дороге с 1913 года, а в период власти атамана Григория Семёнова выстраивал работу управления Читинской железной дороги. Вместе с Шатовым Кислицин участвовал в работе съезда работников дороги. Правда, ему пришлись не по вкусу новые порядки, и в феврале 1921 года он эмигрировал в Харбин.

А вот Иван Адриановский и Эспер Кастель стали соратниками Шатова, возглавив вскоре Забайкальскую и Амурскую железные дороги.

Уже 11 декабря газета «Дальне-Восточная Республика» сообщила о том, что РСФСР и ДВР заключили соглашение о железных дорогах.

Регулярное сообщение между Читой и Владивостоком вскоре было восстановлено. Прервали его в 1921 году, когда японцы и белогвардейцы произвели в Приморье новый переворот. ДВР вновь стала воюющей республикой.

Осенью 1921 года Москва отозвала Александра Краснощёкова. Вскоре в Москву уехал и Владимир Шатов. Он работал в разных хозяйственных организациях, пока в 1927 году его не назначили начальником строительства Туркестано-Сибирской железной дороги (знаменитого Турксиба). В 1930 году, когда это строительство было завершено, Шатова назначили начальником Сибстройпути. Затем он работал начальником Главжелдорстроя Наркомата путей сообщения, потом полтора года был заместителем наркома, которым в начале 1930-х годов был Андрей Андреев.

Владимир Шатов успел ещё построить дороги Москва – Воронеж и Нальды – Джезказган в Казахстане. Его наградили орденом Трудового Красного Знамени. А потом…

В 1937 году ему припомнили всё – и жизнь в США, и работу в ДВР… Арестовали, как «троцкиста» в 1936 году и этапировали в Москву, а затем отправили в Новосибирск, уже как «японского шпиона». Но никаких признаний выбить не смогли. В 1937 году расстреляли, в 1955 году – реабилитировали.

Памятниками ему остались восстановленные и построенные заново по всей стране железные дороги, в том числе и Забайкальская.

На фото: Лидеры американского анархо-синдикалистского союза IWW (Индустриальные рабочие мира) в Москве (слева направо): Владимир Шатов, Уильям Дадли Хейвуд и Георгий Андрейчин

Александр Баринов, Забайкальская магистраль

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

На перекрёстке стальных магистралей На перекрёстке стальных магистралей
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир