История / 20.11.20 08:23

«По стальному пути на помощь угнетённым»

Станция Абакан отмечает юбилей: первый поезд прибыл сюда 95 лет назад, 23 ноября 1925 года

Станция Абакан отмечает юбилей: первый поезд прибыл сюда 95 лет назад, 23 ноября 1925 года
 | История
фото:dereksiz.org

Стоит отметить, что история станции богата событиями, так что юбилеи здесь можно отмечать едва ли не каждый год. Связано это с тем, что строительство станции Абакан пришлось на период революции и Гражданской войны и затянулось.

Первый проект железной дороги через хакасскую степь появился ещё в 1906 году. Всего через несколько лет после того, как через Сибирь прошла первая железнодорожная магистраль – Транссиб.

Вариантов старта строительства было множество – от Итата, Боготола и даже от Семипалатинска. В итоге победил проект, по которому южная ветка начиналась в Ачинске.

В этом варианте линия заканчивалась около Минусинска, однако, чтобы подвести её к самому городу, требовалось построить мост через Енисей.

Авторы проекта решили немного сэкономить и обойтись без моста. Так конечным пунктом будущей дороги стало село Усть-Абаканское. Это и была будущая южная столица маги­страли.

Строительство линии стартовало в 1910-х годах, и к 1917 году близилось к завершению. Уже навели насыпи, оставалось только настелить рельсы.

Жители села Усть-Абаканское отнеслись к прокладке ветки весьма серьёзно. Для постройки вокзала они не остановились даже перед тем, чтобы слегка подвинуть здание сельской управы – оно оказалось прямо на пути будущей железной дороги, поэтому переехало на соседнюю улицу. А место в центре посёлка занял новый деревянный вокзал. Был он поначалу невелик – размером всего пять на десять метров. Но зато это был первый вокзал в хакасской степи.

Рядом с ним гордо возвышался верстовой столб с указателем «431» и находилось паровозное депо на два стойла. Открыться вокзал должен был к концу 1917 года. Однако вскоре началась Октябрьская революция, а затем и Гражданская война. Так что некоторое время всем было не до железной дороги. Поэтому первые пять лет своей трудовой биографии здание вокзала простояло заколоченным.

Строительство трассы, тем не менее, вяло продолжалось. Приблизительно с такой же скоростью, как в наше время ведётся прокладка красноярского метро. За весь 1918 год, например, линия увеличилась на целых 0,47 версты. Лишь когда наркомом путей сообщения стал «железный Феликс» Дзержинский, ситуация постепенно стала выправляться.

Прокладка пути вновь активизировалась. Срочно был завершён последний мост через Белый Июс, отремонтированы все здания и помещения.

Тот самый первый поезд, юбилей которого мы отмечаем в этом году, шёл в ноябре 1925 года от Ачинска до Абакана почти сутки. На иных перегонах участ­ковая скорость не превышала 15 км/ч. Тем не менее, к месту назначения он прибыл успешно.

Была выпущена листовка, посвящённая этому событию, в которой сообщалось: «23 ноября 1925 года при большом стечении народа состоялось торжественное открытие станции Абаканская Ачинско-Минусинской железной дороги. К 10 часам утра рабочие «Ачминдора», Черногорских Копей и организаций села Усть-Абаканское прибыли со знамёнами к триумфальной арке с транспорантом «По стальному пути на помощь угнетённым». Вскоре вдали показался специальный поезд с представителями Главного Управления «Ачминдора» и других организаций, украшенный плакатами и флагами. Во время подхода поезда к арке женщина в хакасском национальном костюме разрезала ножницами красную ленту, пропуская поезд».

Не слишком благоустроенной была жизнь на новой станции. Топливо для паровозов возили на лошадях, и рабочим транспортом для начальника станции тоже служила специальная кобыла.

Тем не менее, станция работала, росла, развивалась. Здесь грузили уголь, зерно, железную руду, отсюда отправлялись в путь пассажиры.

В 1931 году село Усть-Абаканское повысили в ранге, и оно стало официально именоваться «город Абакан».

После войны сюда подвели ещё одну железнодорожную ветку – с запада, от Новокузнецка. А в конце пятидесятых строительство пошло дальше на восток. Начиналась прокладка знаменитой «трассы мужества» на Тайшет.

Абакан стал одним из крупнейших железнодорожных узлов Сибири. В 1962 году решением Министерства путей сообщения СССР было образовано Абаканское отделение в составе Восточно-Сибирской дороги. Ныне это Абаканский регион Краснояр­ской магистрали.

Сегодня в Абакане происходит координация деятельности всего южного региона дороги, а это более 80 станций. В прошлом году завершилась масштабная реконструкция пассажирского вокзала, также недавно на станции введён в строй новый современный технологический парк, открыт новый привокзальный сквер, получивший имя железнодорожника, ветерана Великой Отечественной войны Валентина Полева.

Справка «КЖ»
В последние годы Абакан стал значимой точкой роста не только магистрали, но и всей сети дорог. Программа комплексного развития участка Междуреченск – Абакан – Тайшет является одним из крупных инвестиционных проектов ОАО «РЖД». Программа предусматривает строительство к 2024 году 22 объектов, в том числе укладку железнодорожных путей общей протяжённостью 180 км. Только в текущем году на эти цели выделено 14,4 млрд рублей.
Развёрнутая длина главных путей Абаканского региона – около 1900 километров. Большая часть этого километража проложена в горной, труднодоступной местности. Здесь находятся все 14 тоннелей Красноярской железной дороги, а на перегоне Сисим – Джетка расположена самая высокая её точка – более тысячи метров над уровнем моря.

Артем Яковлев, Красноярский железнодорожник

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →