История / 06.11.20 08:11

Как инженер Стефенсон дал старт железнодорожной эпохе

Осенью мировое железнодорожное сообщество отметило 190 лет ввода в эксплуатацию первой в мире железной дороги общего пользования

Осенью мировое железнодорожное сообщество отметило 190 лет ввода в эксплуатацию первой в мире железной дороги общего пользования | История
фото:фото: Архив музея истории ЗабЖД

Первый путь построили между британским морским портом Ливерпуль и промышленным Манчестером. Вся ранняя история той дороги связана с именем великого инженера Джорджа Стефенсона.

Железная дорога Ливерпуль – Манчестер обладала всеми необходимыми атрибутами: два рельсовых пути, локомотивная тяга, пассажирские и грузовые вагоны, паровозные депо, красивые вокзалы, система сигналов, мосты, тоннели.

На линии Ливерпуль – Манчестер был впервые установлен современный габарит рельсовой колеи, так называемый «стефенсоновский» (4 фута 8,5 дюймов, или 1435 мм), который стал «нормальным» для большинства железных дорог мира. В Великобритании этот основной технический параметр железных дорог в 1835 году был официально закреплён специальным законом.

За время строительства дороги было возведено 63 моста, виадука и путепровода, большая насыпь и двухкилометровая галерея в скале. Протяжённость пути составила 31 английскую милю, или 50 километров.

Открытие железной дороги состоялось 15 сентября 1830 года в Ливерпуле. Специально для Ливерпуль-Манчестерской железной дороги на паровозостроительном заводе в Ньюкасле построили восемь локомотивов. Джордж Стефенсон лично вёл паровоз «Northumbrian» с поездом, в котором следовали члены британского правительства во главе с премьер-министром герцогом Веллингтоном. В другом вагоне ехал депутат английского парламента от Ливерпуля Уильям Хаскиссон. Эти уважаемые господа должны были торжественно открыть движение по обозначенному железнодорожному маршруту.

Паровоз «Northumbrian» возглавлял процессию. За ним следовали поезда «Феникс» и «Северная Звезда». Первым из них управлял Роберт Стефенсон, брат Джорджа, а вторым его сын, тоже Роберт. Далее шёл знаменитый паровоз «Ракета», следом – локомотивы «Копьё», «Комета», «Стрела» и «Метеор».

Открытие дороги отметилось и первой жертвой человеческой беспечности на путях. В 30 км от Ливерпуля, на станции Парксайд, паровозы остановились для пополнения запаса воды. Пассажиры вышли из вагонов и, несмотря на предупреждения, бродили по рельсовым путям. Среди них находился и депутат Хаскиссон. Уже поднимаясь в свой вагон, Хаскиссон потерял равновесие и упал прямо под мчавшийся по встречному пути паровоз «Ракета», который раздробил ему ногу.

По указанию Стефенсона раненого положили на площадку паровоза «Northumbrian», он сам взялся доставить его в Иклесс – ближайший населённый пункт. Но, несмотря на оказанную помощь, Хаскиссон к вечеру скончался.

Это печальное событие послужило своеобразной рекламой для нового способа передвижения. Известия о трагической гибели члена парламента сообщали, что паровоз с раненым промчал расстояние в 15 миль за 25 минут, т.е. со скоростью 36 миль в час (57,6 км/ч.), – сказочная быстрота для того времени. Со следующего дня на Манчестер-Ливерпульской дороге началось регулярное движение.

В 1834 году на линии были установлены первые в истории железных дорог стационарные сигналы – поворачивающиеся на столбах диски. До этого времени для управления движением поездов вдоль пути устанавливали полицейские посты, на которых дежурные подавали сигналы: днём – флажками, ночью – фонарями.

После открытия дорога начала перевозить до 1200 пассажиров ежедневно. Поезда преодолевали расстояние между Ливерпулем и Манчестером в среднем за 2 часа, в то время как ранее на это уходил целый день. Дорога имела огромный успех и привлекала большое число желающих ездить по ней. В первый же год работы пассажирское движение увеличилось в 10 раз, а товарное – вдвое.

Открытие линии Ливерпуль – Манчестер окончательно определило победу нового вида транспорта. С этого момента началось интенсивное строительство железных дорог по всей Европе и Америке, а спустя семь лет паровозы Стефенсона пришли в Россию, где Франц Герстнер создаст Царскосельскую железную дорогу – первый опыт российских железных дорог.

На фото: Начало железнодорожной эпохи датировано 15 сентября 1830 года

Владислав Реутов, Забайкальская магистраль

Теги

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →