История / 14.05.20 07:52

Первый локомотив первой магистрали

Паровоз «Проворный» получил своё имя за неслыханную скорость – 60 км/ч

Паровоз «Проворный» получил своё имя за неслыханную скорость – 60 км/ч | История
фото:фото: Иван Куртов / ИД «Гудок»

Несколько жетонов, выполнявших роль проездных документов, фарфоровая посуда и две копии паровоза «Проворный» – почти два минувших столетия оставили немногое, что сегодня напоминает о первой в России Царскосельской железной дороге, строительство которой началось 184 года назад – 13 мая (по новому стилю) 1836 года.

Одна из реплик «Проворного» в масштабе 1:1 хранится в депо Малой Октябрьской железной дороги. Это главный экспонат, который во время экскурсий показывают гостям воспитанники Малой магистрали, рассказывая об истории Царскосельской дороги. Именно такой локомотив был во главе поезда, на котором в октябре 1837 года в первый рейс по маршруту Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск отправился император Николай I.

Для первой в России стальной магистрали в Англии было куплено шесть паровозов. Один из них, совершивший исторический первый рейс, через год получил имя «Проворный». По одной из версий, своим названием он обязан тому, что на одном из участков разогнался до фантастической для первой половины XIX века скорости – 60 км/ч.

«Проворный» был самым безотказным паровозом тех времён, – говорит начальник научно-просветительского отдела Музея железных дорог России Павел Дунаев. – Поломки с ним случались гораздо реже, чем с другими локомотивами».

Проработав менее 20 лет, в середине XIX века «Проворный» был разобран. Увидеть, каким он был, сегодня можно только на Октябрьской дороге, где в 1987 году изготовили полноразмерную реплику детища английского завода Стефенсона, и на Западно-Сибирской магистрали – здесь копию паровоза сделали в 2001 году к столетию Транссиба и установили на перроне вокзала Новосибирск-Главный.

Свидетелем создания первого макета «Проворного» был Владимир Чиликин, который сейчас возглавляет Малую Октябрьскую железную дорогу. По его словам, работу осложняло то, что в стране не было чертежей ни самого паровоза, ни вагонов четырёх классов. Их по сохранившимся эскизам смогли создать специалисты Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения).

«В 1986 году проектом занялись работники локомотивного и вагонного депо Ленинград-Сортировочный-Витебский, – вспоминает Владимир Чиликин. – Первые работали над изготовлением локомотива, вторые – над созданием вагонов. Я тогда был 23-летним бригадиром слесарей в локомотивном депо. Хорошо помню, как мы делали алюминиевые колёса и деревянные спицы для реплики паровоза».

Копию «Проворного» с четырьмя вагонами изначально планировалось использовать как памятник – макет был статичным. В 1987 году он занял почётное место на Витебском вокзале Северной столицы. Здесь поезд из прошлого простоял 30 лет, пока в 2017-м не был перемещён на станцию Царскосельскую Малой Октябрьской железной дороги.

«У нас паровоз и вагоны отреставрировали, – рассказывает Владимир Чиликин. – Теперь они стоят в нашем депо и вызывают большой интерес у экскурсантов. В планах создать для «Проворного» специальный стеклянный павильон с эркером – тогда памятник будут видеть все пассажиры, проезжающие мимо Царскосельской. А в эркере хотим организовать класс, в котором будут заниматься воспитанники Малой Октябрьской, проживающие в Пушкине и Павловске».

Елена Харламова, Санкт-Петербург

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Предчувствие войны. Наркомат путей сообщения в 1936 году принял план третьей пятилетки Предчувствие войны. Наркомат путей сообщения в 1936 году принял план третьей пятилетки
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами «У нас генетически присутствует воля к победе» Сборная России по пляжному футболу в третий раз в истории выиграла чемпионат мира. Шесть футболистов, выступавших за сборную, были призваны из «Локомотива». Капитан «Локомотива» Борис Никоноров и нападающий Федор Земсков рассказали, как выигрывали Кубок мира

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →