История / 17.04.20 08:37

Составы особого назначения

В эти колонны зачислялись кадровые железнодорожники, выпускники транспортных институтов, техникумов, школ ФЗО

В эти колонны зачислялись кадровые железнодорожники, выпускники транспортных институтов, техникумов, школ ФЗО | История
фото:Подразделение по сохранению исторического наследия станции Курск МЦНТИБ

В подразделении по сохранению исторического наследия станции Курск бережно хранят память о работе курских железнодорожников в паровозных колоннах особого резерва Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), которые ещё до Курской битвы принимали участие в Сталинградском сражении.

В эти колонны зачислялись кадровые железнодорожники, выпускники транспортных институтов, техникумов, школ ФЗО. Их личный состав приравнивался к военнослужащим с распространением армейских уставов, льгот по налогам и пенсиям, которыми пользовались военнослужащие. По решению Государственного Комитета Обороны для их комплектования с фронта отзывались специалисты железнодорожного транспорта.

Каждая паровозная колонна состояла из 30 локомотивов. За каждым паровозом закреплялись комплексные бригады из 13 человек, включавшие двух машинистов, двух помощников и двух кочегаров. А поскольку на прифронтовых станциях и разъездах было сложно рассчитывать на движенцев и вагонников, которые производили манёвры, расцепку и сцепку составов, то в комплексную бригаду включались два поездных вагонных мастера, главный и старший кондукторы и проводник командного вагона.

Локомотивные и поездные бригады колонн особого резерва всю войну прошли на «колёсах», часто подвергались бомбовым ударам и обстрелам. Во главе новых формируемых колонн Наркомат путей сообщения ставил опытных командиров. Так, 8-ю колонну особого резерва НКПС возглавил заместитель начальника железной дороги им. Ф.Э. Дзержинского Евгений Рудой. А колонну № 9 – почётный железнодорожник Александр Иванов. Всего в этих колоннах состояли более 120 курян.

3 сентября 1942 года паровозы колонны № 8 прибыли на участки Балашов – Петров Вал и Филоново – Иловля для работы на Волжской рокаде – Саратов – Петров Вал – Иловля – Сталинград. Железнодорожники колонны № 8 вынуждены были водить поезда на расстоянии видимости сигналов впереди идущего состава. Эшелоны наиболее важного назначения подводились под выгрузку только ночью. У противника создавалось полное впечатление об ограниченности движения поездов к фронту.

Колонна № 9 работала на левом берегу Волги, обслуживая участки Урбах – Красный Кут – Верхний Баскунчак и Ахтуба – Ленинск.

Часто паровозы с составами попадали под обстрел дальнобойной артиллерии или под удары вражеской авиации. Зачастую воинские поезда шли без всякого прикрытия с воздуха. Машинисты с большим трудом прорывались через выжженную солнцем степь. Много раз во время этих поездок приходилось расцеплять составы, чтобы отвести в сторону горящие вагоны, сбить с них пламя.

В летопись боёв на Волге вошли подвиги машинистов-курян, которые в тяжёлых условиях несли фронтовую вахту. Так, старшие машинисты колонны № 9 Пётр Болдырев и Александр Бочаров на станции Камышин вывезли из-под вражеского огня 6 эшелонов. На станции Капустин Яр машинист Иван Карачевцев спас 63 вагона с продовольствием, а на перегоне Ленинск – Заплавное – поезд с боеприпасами. 19 октября при налёте вражеской авиации на станцию Верхний Баскунчак был повреждён котёл паровоза Эу712-45. Помощник машиниста Тимофей Лунин был контужен, ранен кочегар Артамонов. Но Тимофей Лунин с паровоза не ушёл, устранив с бригадой пробоины в котле, доставил поезд к фронту.

В архивных документах паровозной колонны № 9 отмечалось, что «старший машинист Георгий Гладилин проявил себя смелым, инициативным машинистом. На его счету до 100 вагонов оборонных грузов, спасённых при налётах вражеской авиации и артобстрелах. Он первым в колонне организовал безотцепочный ремонт вагонов в пути следования».

Мужественно трудились старшие машинисты Алексей Кондратьев, Иван Лемещенко, Фёдор Каширцев, Дмитрий Гладилин, Фёдор Бабкин, Федул Подкосов, помощники машиниста Семён Мышелов (в период бомбёжки на станции Ершов один вывел воинский состав из 60 вагонов с толом), Пётр Масленников, Александр Ефремов, Александр Зикеев, кочегары Пётр Кудинов, Данил Спицин. Всех и не перечислишь.

19 октября 1942 года на станции Шунгай от попадания бомбы загорелся состав с медикаментами. Главный кондуктор Александр Еськов мобилизовал бригаду на подъём вагонов, мешавших движению, отцепил горевшие вагоны и вывел на перегон 54 вагона с медикаментами. В дни Сталинградской битвы он спас от огня более 60 вагонов оборонных грузов. Отважный железнодорожник был дважды награждён знаком «Почётному железнодорожнику».

Мужественно трудились на прифронтовых участках главный кондуктор Анатолий Масленников, награждённый медалью «За отвагу», поездные вагонные мастера Николай Агибалов, Иван Евсеев, Александр Наумов.

Не меньшую самоотверженность проявили работники паровозной колонны № 8. Сутками не покидали паровозов машинисты Владимир Баранищев, Максим Васильев, Данил Сотников, братья Василий и Максим Дмитриевы, Григорий Зикеев, Григорий Каретников, Григорий Паньшин, Андрей Минаков, Яков Паньков, Яков Судаков, Константин Пововский, Николай Юрченко, помощники машиниста Дмитрий Бабкин, Виктор Бочаров, Фёдор Глушев, поездные вагонные мастера Андрей Бубликов, Александр Грицаев, Пётр Ветров, Максим Труборов, главные кондукторы Василий Сошников, Василий Сергеев и многие другие.

На станции Себряково гитлеровские танки прорвались к железной дороге. Но машинист паровоза Эм729-65 Владимир Бочаров провёл под обстрелом поезд, в котором находилась танковая часть. Спустившись с платформы, боевые машины отбросили фашистов.

Во время налёта вражеских самолётов на станцию Петров Вал машинист Яков Паньков получил задание вывести на перегон состав с горючим. Вместе с помощником машиниста Николаем Фомушкиным и кочегаром Иосифом Рудницким он въехал на станцию, объятую пожаром. Под грохот разрывов бригада вывела состав на перегон.

27 января 1943 года за отличие в выполнении особых заданий НКПС и проявленное мужество 10 курян – работников паровозной колонны № 9 – были отмечены знаками «Почётному железнодорожнику». Среди них – машинист-инструктор Иван Водяницкий, старшие машинисты Фёдор Бабкин, Иван Бочаров, Пётр Болдырев, Александр Кузнецов, помощники машиниста Александр Зикеев, Егор Сидоров, поездной вагонный мастер Николай Агибалов.

Александр Манжосов, общественный корреспондент «МоЖ», Пелагея Михайлова, методист подразделения по сохранению исторического наследия станции Курск

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →