Новости дня

Магистраль длиною в девять рулонов

История | Среда | 20.11.2019 | 12:00
Истории о создании самого масштабного документально-художественного свидетельства о рождении Транссиба – 125 лет
Магистраль длиною в девять рулонов
rg.ru
В девяти рулонах длиной от 54 до 127 метров Павел Пясецкий сумел предельно сжать огромное пространство от Уральского хребта до Тихого океана. На Парижской выставке его панорама вызвала огромный интерес и стала одним из ключевых экспонатов сибирского раздела. Министерство путей сообщения и Комитет Сибирской железной дороги удостоились Гран-при за строительство Транссиба, панорама получила Большую золотую медаль, а её создатель был награждён орденом Почётного легиона.

По решению Августейшего председателя

В 1894 году Управление по сооружению Сибирской железной дороги в лице его начальника Николая Евграфовича Ададурова заключило с художником Павлом Яковлевичем Пясецким соглашение № 46 02/487 на исполнение живописной панорамы строящейся Сибирской железной дороги (по образцу сделанной художником панорамы Закаспийской железной дороги).

К работе Пясецкий приступил не откладывая. Причём начал не собственно с Сибирской дороги, а с линии Самара – Златоуст – Челябинск, которая соединяет с Транссибом семь железных дорог европейской России. К декабрю 1896-го он закончил панораму Западно-Сибирской, и она была представлена августейшему председателю Комитета Сибирской железной дороги Николаю II, признавшему «панораму настолько интересною и так верно изображающею прорезываемые Сибирскою рельсовою линиею местности», что продолжение составления её «было бы весьма желательно, тем более что не снятые на панораму помянутой линии участки пролегают по местностям, значительно более живописным, чем район Западно-Сибирской железной дороги».

В присутствии Комитета Сибирской железной дороги и Департамента государственной экономии Государственного Совета Николай II повелел принять меры к составлению всей панорамы Сибирского пути и «озаботиться помещением помянутой панорамы на имеющей быть в 1900 году в Париже Всемирной выставке».

Хирург в академии художеств

Что ж такого выдающегося написал художник, с которым 125 лет назад заключили этот необыкновенный контракт?

Начать, наверно, следует с того, что в качестве основного направления жизненного пути Пясецкий выбрал вовсе не живопись. После окончания в 1861 году орловской гимназии 18-летний Павел поступил на медицинский факультет Московского университета. Специализировался по части хирургии, особенно же его привлекала трансплантология кожи. В 1871 году Пясецкий получил степень доктора медицины за диссертацию «О возрождении эпителия», в которой была описана методика проведения операций (среди коллег она была известна как «метод Пясецкого»).

При этом ещё в ранние годы им овладела любовь к рисованию. В пору студенчества Пясецкий сделал сотни рисунков по анатомии, гистологии, кожным болезням, которые служили ему в качестве своеобразных учебных пособий.

После защиты диссертации Пясецкий переехал в Санкт-Петербург и стал служить в главном военно-медицинском управлении. Вот тогда он в свободное от основной работы время стал посещать в Императорской академии художеств в качестве вольнослушателя мастерскую мастера исторической, жанровой и портретной живописи, академика Павла Чистякова.

Поэтому неудивительно, что когда в 1874 году была снаряжена экспедиция полковника Юлиана Сосновского в Китай, Пясецкий был прикомандирован к ней в качестве и врача, и художника. Результатом странствия и рисунков стала его первая картина-панорама «От середины Китая до Западной Сибири». Мало того, из экспедиции он привёз минералогическую, ботаническую, зоологическую и этнографическую коллекции, написал книгу «Путешествие по Китаю», и она была отмечена большой золотой медалью Императорского русского географического общества.

Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов Пясецкий работал врачом в Шипкинском отряде. Здесь он едва не умер от тифа, но даже в полуобморочном состоянии сумел написать воспоминания «Два месяца в Габрове». Однако умереть ему было суждено значительно позже, в 1921-м, в Петрограде. После шипкинской «командировки на тот свет» он успел сделать ещё ряд важных и полезных для страны дел. В частности, он сумел внедрить в отечественную медицинскую практику кефир – продукт, который до этого времени почти не был известен в России. Пясецкий привёз его из поездки по Северному Кавказу. Наряду с Иваном Мечниковым он стал пропагандировать лечебные свойства кефира, а в 1883 году сделал доклад на эту тему на заседании Общества русских врачей в Санкт-Петербурге.

Вот таков был человек, с которым заключил соглашение начальник управления по сооружению Сибирской железной дороги.

Обобщённый образ дороги

Сегодня главным источником истории создания самого масштабного документально-художественного свидетельства о строительстве Транссиба является изданное в 2011 году иллюстрированное научное издание Галины Принцевой «Сибирский путь Павла Пясецкого». Кандидат искусствоведения, хранитель русской оригинальной графики и миниатюры, она получила высшее образование на историческом факультете ЛГУ и с 1955 года работает в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Описывая историю и процесс создания панорамы Пясецкого на строившемся Великом Сибирском рельсовом пути, автор отмечает, что «добросовестная фиксация хода строительства магистрали, новых станций и разъездов, мимолётных жанровых сценок, панорам больших городов оказывается плодотворной, так как в результате документальность рисунков ненавязчиво соединяется у Пясецкого с аналитическим началом и его панорама превращается в обобщённый образ дороги… Пясецкий был последним, если не единственным русским художником, применившим метод панорамного пейзажа».

Выполненная акварелью и графитным карандашом живописная панорама Сибирского пути общей протяжённостью в 846,5 метра является сегодня для нас бесценным с точки зрения истории документом очевидца-художника, запечатлевшим разные этапы и виды работ. Мы видим, как сооружалось полотно дороги: насыпь и кипящую работу на ней, процесс укладки рельсов, штабеля шпал вдоль линии, временные жилища для рабочих и уже построенные железнодорожные домики на станциях и разъездах. Вся панорама пронизана жизнью и движением, так что даже зрители при показах её невольно ощущали себя соучастниками происходившего на полотне действа.

При финансовой поддержке Российских железных дорог

К сожалению, после смерти Павла Пясецкого его имя было забыто на многие десятилетия, и только к столетию Транссиба, отмечавшемуся в России в начале XXI века, вспомнили о его знаменитой панораме. А хранилась она между тем в скрученном виде где-то в подвалах Эрмитажа.

«Естественное старение и непростое бытование» этого произведения искусства, исполненного акварелью и наклеенного на холст, привели его в довольно плачевное состояние. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в своём кратком пояснении к книге Галины Принцевой пишет: «Уникальный памятник русского акварельного искусства нуждался в масштабных и трудоёмких реставрационных работах. Их осуществление стало возможным благодаря финансовой поддержке ОАО «Российские железные дороги». С 2004 по 2006 год реставраторы Лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа метр за метром восстанавливали живописную летопись строящейся Транссибирской магистрали… Государственный Эрмитаж благодарен Российским железным дорогам за заботу о замечательном экспонате, представляющем наше общее наследие. Я не сомневаюсь, что возвращение публике этого памятника истории железных дорог России будет воспринято с энтузиазмом на всех станциях Великого Сибирского пути».

К сожалению, до станций Транссиба не дошло ни одного экземпляра книги Галины Принцевой. Даже музеи железных дорог Транссибирской магистрали не имеют её. Нет даже электронной версии самой панорамы, сделанной после реставрации этого акварельного произведения искусства. Во время работы в Санкт-Петербурге в 2018 году я должна была кое-что посмотреть и в архиве Государственного Эрмитажа. Узнав, что Галина Александровна Принцева продолжает трудиться в Эрмитаже, разыскала её с намерением узнать у самого автора, где можно прибрести её книгу.

Автограф как напутствие

Навстречу вышла элегантная, изящная женщина в чёрном бархатном костюме. Светлые волнистые волосы, собранные на затылке в аккуратную ракушку, приветливое лицо с ясными лучистыми глазами. В общении Галина Александровна оказалась такой же приятной, как весь её внешний облик, гармонично сочетавшийся с её непосредственной деятельностью в области «оригинальной графики и миниатюры». Узнав, что я из Иркутска, она искренне обрадовалась, как будто встретила самого близкого ей человека. Оказывается, Галина Александровна не единожды бывала в Сибири с выставками Эрмитажа, и ей дороги были воспоминания о пребывании её в Чите и Иркутске. Участвовала в подготовке многих выставок, посвящённых истории русской культуры, в том числе выездных.

На моё приглашение ещё раз приехать к нам в Иркутск Галина Александровна искренне растрогалась, призналась, что очень хотела бы вновь побывать в Сибири, но, к сожалению, по её собственному выражению, она теперь уже «невыездная», и с юмором посетовала на свой преклонный возраст… Хотя по тому заряду, который я получила от общения с этой прекрасной женщиной, излучающей свет, доброту и любовь к жизни, ей никак не дашь больше сорока лет.

В заключение должна сообщить, что заветную книгу «Сибирский путь Павла Пясецкого» и приложение – CD-диск с 80-минутным видеофильмом акварельной панорамы Великого Сибирского пути – по совету Галины Александровны я нашла в одном из книжных киосков Эрмитажа. Да, она очень сожалела, что книга так и не дошла до Сибири, у неё самой было всего лишь несколько экземпляров, но все они давно разошлись по знакомым.

По договоренности с ней мы встретились ещё раз, я поблагодарила автора за тёплый приём и её чудесную работу. Галина Александровна была рада, что мне удалось-таки приобрести заветное издание, и пожелала поставить на нём свой автограф. Но, подав ей книгу, я попросила подписать её для внучки, впервые победившей в юношеском региональном конкурсе научно-исследовательских работ им В.И. Вернадского и приглашённой в Москву на заключительный тур конкурса. Я посчитала, что ей такой подарок будет нужнее…

Галина Александровна оценила это, и теперь книга «Сибирский путь Павла Пясецкого» с автографом автора стоит на самом почётном месте у внучки в книжном шкафу. Пусть этот прекрасный дар станет ей хорошим напутствием в самостоятельном пути во взрослой жизни и поможет найти настоящее творческое призвание, а с ним – и счастье…

Татьяна Гордиенко, инженер путей сообщения, кандидат исторических наук
Материал опубликован в газете «Восточно-Сибирский путь» 20.11.19

Cегодня в СМИ

Первые лица