Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

90 лет со дня образования Аксаковской дистанции пути

История | Пятница | 01.11.2019 | 11:47
История дистанции в лицах и километрах
История дистанции в лицах и километрах | История
Архив ПЧ-15
За годы своего существования Аксаковская дистанция пути развивалась поэтапно и несколько раз меняла свои границы.

Исторический ракурс

Своё название дистанция взяла от станции Аксаково, получившей имя в год 100-летия великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, который провёл в здешних местах детские годы.

Среди четырёх дистанций, находящихся на участке Кропачёво – Абдулино, это самая протяжённая дистанция на главном ходу – почти 180 км.

На самом деле история дистанции начинается ещё задолго до её образования, с 8 сентября 1888 года, когда была введена в эксплуатацию Самаро-Уфимская железная дорога от станции Кинель до станции Уфа протяжённостью 452 версты. Эта ветка считается южным истоком Транссибирской магистрали.

В 1890 году она была доведена до Златоуста (300 вёрст), в связи с чем её переименовали в Самаро-Златоустовскую, а в 1892 году – до Челябинска, соединив, таким образом, центр России с Уралом и Сибирью. Летом 1914 года в строй действующих вошла линия Аксаково – Белебей (13 км).

История строительства дистанции неразрывно связана с развитием экономики и культуры этих территорий, важными социальными преобразованиями, большими переменами во всём укладе их жизни.

Административное деление того времени отличалось от ныне существующего: Аксаковский околоток числился под № 33 и входил в состав пятого участка, контора которого находилась на станции Абдулино. Далее от остановочного пункта Максютово до станции Раевка находился участок № 6 с конторой на станции Раевка.

В 1929 году начался ввод в эксплуатацию второго (чётного) пути. Тогда на базе пятого и шестого участков 1 ноября были образованы Аксаковская и Раевская дистанции пути Самаро-Златоустовской железной дороги. Аксаковская дистанция пути обслуживала участок протяжённостью 129 км (с 1374 км по 1503 км).

В 1955 году дистанцию укрупнили с 1398 км по 1510 км, ликвидировав Раевскую дистанцию пути.

С 1960 года Аксаковская дистанция пути работает в существующих границах и обслуживает участок пути с 1378 по 1554 км протяжённостью 177 км двухпутного участка, а также расположенных на нём 9 станций: Талды-Булак, Приютово, Аксаково, Глуховская, Аксёново, Шафраново, Раевка, Давлеканово, Шингак-Куль. Сюда же входит и 13 км однопутного соединительного пути Аксаково – Белебей, включая станцию Белебей.
За 90 лет в жизнедеятельности дистанции пути произошло множество перемен, сменилось верхнее строение пути, путь стал бесстыковым, после электрификации паровозная тяга ушла в прошлое, на смену ей пришли электровозы и тепловозы. Постепенно ручной труд вытеснили машины и механизмы для выправки и содержания пути, построена производственная база на станции Аксаково. Но и сегодня развитие Аксаковской дистанции пути не замирает и продолжает претерпевать немало внутренних перемен.

Дистанция в лицах

На каждом историческом этапе своего развития дистанция с честью выполняла задачи, поставленные перед ней Куйбышевской магистралью.

С 1929 года в Аксаковской дистанции пути сменились 27 начальников. Самый большой стаж работы на этой руководящей должности – у 12-го по счёту начальника дистанции Алексея Семёновича Круппы. Он работал начальником дистанции 14 лет, с 1974 по 1988 годы. В дистанции его называют «человек-легенда». Алексею Семёновичу сейчас 91 год, но он продолжает жить интересами родного предприятия.

«Я, например, даже на отдыхе не мог абстрагироваться от трудовых будней, мыслей о коллективе, – вспоминает этот удивительный человек. – Выбрался как-то в выходной с сыном на рыбалку, заметил по дороге, что поезда почему-то не идут. Душу защемило, почувствовал неладное, вернулся с сыном с полпути. Чутьё не подвело: оказалось, путейцы краном свалили опору, провода легли на линию, поезда-то и встали».

Алексей Семёнович начал трудиться в Аксаковской дистанции пути с зимы 1945 года и ненамного отстал от своего отца, проработавшего путейцем 46 лет, – его стаж составил 43 года.

Алексей Круппа – почётный железнодорожник, заслуженный работник железнодорожного транспорта, а в его трудовой книжке – 97 записей о поощрениях, грамотах, благодарностях! Оба его сына также начинали трудовой путь на железной дороге, а в настоящее время славную династию продолжают два внука: Александр работает в дистанции искусственных сооружений, а Алексей – бригадир пути Аксаковской дистанции. Трудовой стаж династии Круппа насчитывает уже два века!

А самая многочисленная в дистанции династия – это семья Тажетдиновых. Она берёт начало с супругов Виля Ароновича и Раисы Абдулловны, которые работали в дистанции с 1974 года. Они вырастили и воспитали четверых детей: двух дочерей и двух сыновей. Все они пошли по стопам родителей, окончили Уфимский железнодорожный техникум и пришли работать в Аксаковскую дистанцию пути.

Аксаковская сегодня

В настоящее время в Аксаковской дистанции пути трудятся 465 человек. Это профессионалы – верные своему делу, умеющие работать самоотверженно, с высокой производительностью, творчески и с полной отдачей. Эти люди достойно продолжают славные трудовые традиции предшествующих поколений железнодорожников.

С 2017 года коллектив дистанции возглавляет Александр Смолин.

Как рассказала председатель ППО Аксаковской дистанции пути Надежда Кондратьева, с приходом Александра Ивановича в коллективе дистанции произошли положительные изменения, особенно в вопросах социально-бытового обеспечения работников. В частности, на отдалённых перегонах установлены модульные вагончики, пункты обогрева для путейцев. В административном здании построены санузел, душевая. Оборудован учебный полигон в дистанции, где работники путевого комплекса проходят техучёбу. Обновился учебный класс с интерактивной доской и компьютерной техникой. Проведён капитальный ремонт диспетчерской.

«Главная наша цель – обеспечение безопасности движения поездов, качественное обслуживание доверенных нашему предприятию участков пути, – говорит Александр Смолин. – Перед каждым подразделением поставлены чёткие задачи, и, чтобы они успешно выполнялись, нужны благоприятные условия как для работы, так и отдыха. Уверен, что наш коллектив настоящих профессионалов достойно продолжит трудовую вахту, приумножит славные традиции прошлого».

Александр Савенков
Материал опубликован в газете «Куйбышевский железнодорожник» 01.11.19

Cегодня в СМИ

Первые лица