Новости дня

Вокзал двух столиц

История | Четверг | 26.09.2019 | 14:52
Ленинградский вокзал – первый железнодорожный вокзал Москвы. Он был построен по указу императора Николая I в 1849 году и в 2019 году отмечает свой 170-летний юбилей
Ленинградский вокзал – первый железнодорожный вокзал Москвы. Он был построен по указу императора Николая I в 1849 году и в 2019 году отмечает свой 170-летний юбилей | История
Архив / ТАСС
Своим рождением Ленинградский вокзал обязан императору Николаю I, который в 1842 году подписал указ о строительстве железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву. Тогда и началось строительство вокзалов в двух столицах. В Москве место для Ленинградского вокзала нашлось не сразу. Сначала рассматривались два варианта – у Тверской заставы и на Трубной площади, но эти варианты были отвергнуты из-за страха, что от искр, вырывавшихся из топки паровозов, могут загореться здания по соседству. Тогда было выбрано место на пустыре у Каланчёвского поля.

Подготовить проект вокзала было поручено русскому архитектору Константину Тону. По его проектам в Москве также построены Оружейная палата, Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя. Как другие здания этого выдающегося мастера, Ленинградский вокзал был сконструирован в русско-византийском стиле: строгий двухэтажный фасад с арочными окнами, украшенными гирьками, на первом этаже и сдвоенными – на втором. А на центральной части здания – двухъярусная башенка с часами и флагштоком. На первом этаже здания вокзала XIX века располагались просторный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором – служебные квартиры для работников вокзала. Пол был выложен дубовым паркетом, а обогревали здание мраморные шведские печи и камины.

За свою историю вокзал претерпел множество изменений. Одно имя он менял трижды: в 1855 году вслед за магистралью он стал Николаевским, в феврале 1923 года – Октябрьским, а через год после переименования Северной столицы вокзал стал называться Ленинградским. Это имя он носит и по сей день.

Изменения затронули и его внутренний облик. В 1934 году произошла первая реконструкция: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, комната для транзитных пассажиров. А царские покои были переоборудованы в комнату матери и ребёнка.

После реконструкции 1974 года в прежнем виде сохранилась лишь часть здания, выходящая фасадом на Комсомольскую площадь. Тогда было достроено левое трёхэтажное крыло, где расположены гостиница, медпункт и другие службы. Вокзал был соединён подземными переходами со станциями метро.

И вот уже в XXI веке под руководством тогда главного инженера Московского отделения Октябрьской железной дороги Михаила Глазкова, а ныне начальника Московской железной дороги, была проведена ещё одна масштабная реконструкция вокзала.
«Вокзал прошёл уникальный путь, стал свидетелем множества событий и человеческих судеб. Он менялся вместе со временем, соответствовал его духу и требованиям. Именно здесь получили своё воплощение в жизнь стратегические для страны проекты развития железнодорожного сообщения. И сегодня вокзал продолжает динамично развиваться, радуя пассажиров современными сервисами, уверенно прокладывая свой замечательный путь в будущее», – рассказал начальник Московской железной дороги Михаил Глазков.

Ленинградский вокзал предстал перед пассажирами обновлённым в 2013 году. Был восстановлен его первоначальный облик, включая цвет фасада и утраченные архитектурные детали. Внутри же вокзал перестраивался с учётом создания максимально комфортных условий для пассажиров. Его площадь увеличилась почти на 8 тыс. кв. м – с 21 тыс. до 29 тыс. за счёт открытия балконов на втором этаже вокзала – они были отданы под магазины и кафе.

Билетные кассы дальнего следования были переоборудованы в кассы открытого типа, улучшены условия для маломобильных граждан: появились шесть пассажирских лифтов, четыре эскалатора, три специальных подъёмника для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Вокзал оборудован тактильной плиткой, пандусами. Были обновлены инженерные системы, а на втором этаже появился фудкорт с пятью кафе. Всего же на территории вокзала расположено 29 кафе и ресторанов на любой вкус. А вот бюст Владимира Ленина из белого мрамора из вокзала исчез. Он был отправлен на покой в Музей МЖД.

«Современность Ленинградского вокзала – это 60 тыс. пассажиров, 29–35 поездов дальнего сообщения и 129–135 – пригородного в сутки. После реконструкции вокзал стал просторнее, светлее, удобнее, – рассказала «Гудку» начальник вокзала Надежда Анисимова. – Сейчас на первом этаже расположены билетные кассы дальнего следования, справочное бюро, помещение для маломобильных пассажиров; на втором – залы ожидания и фудкорт; в цокольном – автоматические и стационарные камеры хранения и санитарные комнаты». Во время этой реконструкции была проведена и реставрация памятника архитектуры «Круговое депо», входящего в ансамбль зданий вокзала. Это одно из старейших в России локомотивных депо, построенное в 1946 году, прежде находилось в полуразрушенном состоянии. Нынешний начальник Московской магистрали приложил немало усилий, чтобы памятник был сохранён. В 2016 году «Круговое депо» было полностью отреставрировано.

Виктория Гаджиева

Cегодня в СМИ

Первые лица