Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Начальник магистралей военного времени

История | Среда | 25.09.2019 | 12:54
Николаю Закорко выпало возглавлять нынешнюю Забайкальскую железную дорогу в сложнейшие годы военного перелома
Николаю Закорко выпало возглавлять нынешнюю Забайкальскую железную дорогу в сложнейшие годы военного перелома | История
Сергей Гриднев
В рамках проекта по знакомству железнодорожников с героями памятных досок, установленных в разное время в разных точках полигона Забайкальской магистрали, мы продолжаем публикацию исторических материалов. Старший научный сотрудник музея истории Забайкальской железной дороги Владислав Реутов в этот раз помог пролить свет на суровые годы пика Великой Отечественной войны.

– Продолжая разговор о начальниках Забайкальской железной дороги в тяжёлый период военного лихолетья, следует рассказать о Николае Тихоновиче Закорко, – отметил Владислав Александрович. – Он возглавил Забайкальскую магистраль в тревожном августе 1942 года и занимал должность начальника железной дороги до начала октября 1943 года.

Именно после работы на железной дороге имени Вячеслава Молотова (как тогда называлась Забайкальская дорога), Николай Тихонович получил Звезду Героя Социалистического Труда за №218 и второй Орден Ленина.

Этих больших государственных наград Закорко, уже как начальник Сталинской железной дороги (ныне Приднепровская дорога, Украина) удостоился в одном ряду с такими известными руководителями и работниками транспортной отрасли, как Лазарь Каганович, Пётр Кривонос и Александр Папавин. Одним указом от 5 ноября 1943 года эти выдающиеся люди были награждены за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта высшей трудовой наградой Советского Союза.

Николай Закорко родился в 1903 году в многодетной семье рабочего-путейца на железнодорожной станции Баглей Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область Украины). Как и большинство детей своего времени, он продолжил семейную традицию и также стал железнодорожником. Начинал трудиться истопником, вызывальщиком, а в 1931 году, после окончания курсов дежурных по станции, был назначен на железнодорожную станцию Горяиново недалеко от Днепропетровска.

Именно на полигоне Сталинской железной дороги с большим количеством окрестных металлургических, обогатительных и коксохимических предприятий, было необходимо увеличить объёмы железнодорожных перевозок в целях роста бурно развивающейся экономики региона. Использование метода вождения тяжёлых магистральных паровозов ФД на больших скоростях с высокой форсировкой котла, предложенного Петром Кривоносом, позволило без увеличения паровозного парка обеспечить рост перевозок железнодорожных грузов.

Николай Тихонович сумел добиться увеличения скорости движения поездов на своём участке в полтора раза и занять первое место в социалистическом соревновании среди диспетчеров-эксплуатационников, за что был награждён своим первым орденом – Трудового Красного знамени.

Работая на разных должностях, в свои 35 лет Николай Закорко был назначен начальником Сталинской железной дороги. На этом посту он оставался до августа 1941 года, когда магистраль прекратила свою работу из-за стремительного наступления немецких войск. В кратчайший срок начальник Сталинской железной дороги Николай Закорко организовал эвакуацию промышленных предприятий восточной Украины вглубь Советского Союза.

За высокую организацию работы железнодорожного транспорта в прифронтовых условиях Николай Тихонович получил боевой орден Красной Звезды.

Как рассказал Владислав Реутов, в декабре 1941 года Николай Тихонович получил новую ответственную должность – начальника железной дороги имени Лазаря Кагановича (бывшей Пермской, а ныне Свердловской железной дороги).

Урал в годы Великой Отечественной войны стал местом, где в трудовых подвигах ковалась победа страны Советов. Тысячи предприятий в сложнейших условиях были эвакуированы и развёрнуты для производства продукции, жизненно необходимой фронту. А железные дороги Урала доставляли на фронт как грузы со своих предприятий, так и различные транзитные составы, идущие из регионов Сибири и Дальнего Востока.

За время работы Николая Закорко на Свердловской магистрали были построены и переданы Красной Армии два бронепоезда – «Свердловский железнодорожник» и «Сталинский Урал», предприятия транспорта начали выпуск военной продукции, а среди железнодорожников получили распространение новаторские методы работы.

В начале августа 1942 года Николай Закорко прибыл в Читу на смену Николаю Гундобину, возглавившему Южно-Уральскую магистраль. В этот период Забайкальская железная дорога работала на пике напряжения. Сложнейшая обстановка на фронтах Великой Отечественной, неспадающая угроза со стороны милитаристской Японии заставляли забайкальских железнодорожников трудиться с полной выкладкой, на пределе человеческих возможностей.

Ещё в апреле 1942 года был торжественно передан в 36-ю армию бронепоезд «Забайкалец», а в октябре того же года пришёл приказ о формировании паровозоремонтного поезда для отправки в прифронтовую зону. Этот специализированный поезд должен был выполнять необходимый паровозам ремонт буквально «с колёс», в полевых условиях. Помимо этого, на Забайкальской магистрали формировались поезда для колонн паровозов особого резерва, дорожно-эксплуатационных частей и частей ремонта водоснабжения.

Курская битва, прогремевшая летом 1943 года, окончательно развернула войну на запад. На освобождённой территории левобережной Украины была возобновлена работа Сталинской железной дороги, куда и был направлен на свою прежнюю должность Николай Тихонович в октябре 1943 года.

Перед руководством Сталинской магистрали стояла трудная задача восстановления железнодорожного хозяйства, разрушенных путей, взорванных мостов через Днепр в Запорожье и Днепропетровске. Кошмарная война уходила в сторону западных границ СССР, оставляя за собой выжженную землю.

За эти и последующие годы под руководством Николая Закорко были осуществлены работы по восстановлению железнодорожных станций, локомотивного, вагонного, энергетического и других хозяйств, в короткие сроки были восстановлены мосты через Днепр у Днепропетровска (длиной 1374 метра) и у Запорожья (длиной 1128 метров). Были развёрнуты работы по увеличению пропуска поездов для обеспечения наступления советских войск в Правобережной Украине.

– Николай Закорко возглавлял Сталинскую железную дорогу до 1950-го года, а закончил свою карьеру в Воронеже в 1959-м, выйдя на пенсию с должности начальника Юго-Восточной магистрали, – резюмировал Владислав Реутов.

Напряжение жестокой войны и не менее трудных послевоенных лет дало о себе знать. Болезни не позволили талантливому и сильному руководителю продолжать работу в железнодорожном ведомстве, заставив его очень рано выйти на заслуженный отдых. Но и последние годы своей жизни Николай Тихонович проводил не без пользы для советского общества. Он проживал в Москве, участвуя в работе общественных и ветеранских организаций.

Николай Тихонович Закорко умер в Москве в 1978 году. Он похоронен на столичном Калитниковском кладбище.

На фото: Николай Закорко (в центре) внёс особый вклад в бесперебойность работы ЗабЖД в годы войны.

Иван Петров
Материал опубликован в газете «Забайкальская магистраль» 20.09.19

Cегодня в СМИ

Первые лица