Новости дня

История одного пролёта

История | Пятница | 26.07.2019 | 11:31
Сто двадцать лет назад было открыто движение поездов по мосту через Енисей
Сто двадцать лет назад было открыто движение поездов по мосту через Енисей | История
пресс-служба КрасЖД
Судьба этого объекта инфраструктуры весьма необычна. Например, несколько лет назад, когда это легендарное инженерное сооружение уже было демонтировано, оно стало одним из номинантов конкурса «Семь чудес России». И хотя в итоговый список красноярский железнодорожный мост так и не вошёл, законно считается одной из главных достопримечательностей города и всей сети дорог ОАО «РЖД».

Примечательной является история строительства этого объекта. Быки, итальянцы, замурованный клад, чемпионы прокрастинации и даже сушёные полевые цветы – чего только в ней не было!

Начиналась всё, впрочем, не слишком-то пафосно. И даже наоборот – проектировщики долгое время сомневались, возможно ли вообще построить мост через Енисей. Затрудняли дело и ширина великой сибирской реки, и её характер. Енисей течёт с юга на север и поэтому вскрывается с верховий. Каждую весну на реке образовывались огромные ледовые заторы – любое незначительное препятствие собирало на себе огромные массы льда. Ледоход срезал даже речные берега. А уж рукотворный мост, казалось, снесёт тем более.

Решением проблемы занялся профессор Московского технического училища Лавр Проскуряков. Памятуя о весеннем половодье, он спроектировал мост с очень широкими пролётами – до ста сорока метров. На тот момент в России подобных пролётов не было. Для сравнения – диаметр купола столичного Исаакиевского собора был в два раза уже.

Изыскательные работы на Енисее завершились в 1895 году, а в следующем году строители под руководством инженера Евгения Кнорре приступили, собственно, к его возведению. Власти города даже провели 30 августа 1896 года церемонию официальной закладки первого камня. На берегу устроены были массовые гуляния, по Енисею катался с экскурсией пароход «Россия». Тщательно был выбран первый камень, и сделано в нём было специальное углубление в виде православного креста. Прилагалась также капсула с посланием для потомков. Содержала она такие важнейшие сведения, как дату закладки, а также длинный перечень всех почётных гостей мероприятия.

Первый камень торжественно был уложен в фундамент берегового устоя моста. Над ним отслужили молебен, причём во время богослужения на камень («на успех дела») сыпались многочисленные пожертвования от присутствующих: золото, серебро, медь. Все эти ценности хранятся там и по сей день, ведь после молебна они были залиты цементом и стали, таким образом, частью северного устоя моста.

В возведении объекта участвовала целая армия – более двух тысяч человек. На берегу Енисея появился строительный городок. Известно, что среди мастеров были не только сибиряки. Например, трудилась здесь бригада итальянцев. Они занимались обтёсыванием гранита. Следы итальянской работы сохраняются на мосту и по сей день – например, в облицовке быков (опор).

Для самих красноярцев рабочий городок также стал местом паломничества. Стройку моста жители воспринимали как бесплатный театр. На тот момент эта местность находилась за окраиной города, но желающих наблюдать за большой стройкой это нисколько не смущало.

К берегу дважды в день начал ходить «дилижанс». В короткое время в строительном городке в изобилии появились торговые лавки со всяческой снедью.

Особое внимание зрителей привлекал, конечно, кессон – специальная конструкция для подводных работ, которая использовалась при закладке мостовых опор.

Стоит отметить, что кессоны эти изготавливали обычно из железа. А с ним-то у строителей вышла закавыка. Металл от подрядчиков из Нижнего Тагила поступал крайне неспешно. Задержка достигала временами пятнадцати месяцев. Устав ждать, инженер Евгений Кнорре придумал сооружать кессоны из дерева. Технология эта оказалась вполне успешной и в дальнейшем широко использовалась на Транссибе. Примечательно, что параллельно с возведением моста прямо по реке ходили поезда. Летом – на паромах, а зимой рельсы укладывали прямо на льду.

Возведение речных быков было завершено летом 1898 года, и следующей зимой приступили к монтажу и установке металлических ферм моста. Примечательно, что вся эта работа, даже перекатка готовых ферм, производилась вручную. Фермы двигали по рельсам с помощью пяти лебёдок, на каждую из которых приходилось по четыре работника. Махину высотой с многоэтажный дом перемещали всего двадцать человек!

В 1899 году объект был готов, состоялось торжественное его открытие. По мосту проехал поезд с пассажирами.

Инженер Кнорре в число их не попал. У него было занятие поважнее: в момент приёмки своего детища он стоял на насыпи, наблюдая, всё ли в порядке. Впрочем, без почестей руководитель стройки не остался. Тем же вечером в честь него был дан банкет, на котором устроили ему овацию, преподнесли торжественную оду, а также «изящный венок из засушенных сибирских полевых цветов». В дальнейшем Кнорре участвовал в возведении многих мостов на Транссибе, а также стал автором первого проекта Московского метрополитена.

Ну, а автор проекта Лавр Проскуряков отправился вскоре не куда-нибудь, а в Париж. Там на Всемирной выставке 1900 года он представил модель моста через Енисей, которая была отмечена высшей наградой – золотой медалью.

Артем Яковлев
Материал опубликован в газете «Красноярский железнодорожник» 25.07.19

Cегодня в СМИ

Первые лица