Грузовые перевозки / 30.11.21 23:03

Удобрения становятся невыездными. В РЖД зафиксировали ноябрьский рекорд среднесуточной погрузки на внутренний рынок

Ожидаемые объёмы перевозки удобрений на внутренний рынок по сети ОАО «РЖД» по итогам месяца составляют порядка 2,3 млн тонн

Ожидаемые объёмы перевозки удобрений на внутренний рынок по сети ОАО «РЖД» по итогам месяца составляют порядка 2,3 млн тонн | Грузовые перевозки
фото:Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

По оперативным данным ОАО «РЖД», среднесуточная погрузка удобрений во внутрироссийском сообщении за 29 дней ноября составила 73,6 тыс. тонн, что стало рекордным показателем для этого месяца с 2010 года. Участники рынка связывают увеличение внутренних отправок с повышением спроса со стороны российских аграриев, которые перенесли основную часть закупок с весны 2022 года на нынешнюю осень. Также сказалось введение квот на экспорт удобрений, которое привело к переориентации грузовых потоков на внутренний рынок.  

Как сообщили «Гудку» в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО), среднесуточная погрузка всех видов удобрений по сети ОАО «РЖД» во внутрироссийском сообщении в ноябре текущего года выросла к уровню 2020 года на 3,8%. При этом достигнутый показатель в 73,6 тыс. тонн в сутки стал максимальным для ноября за последние 10 лет, уточнили в ЦФТО. С учётом такого темпа погрузки ожидаемые объёмы перевозки удобрений на внутренний рынок по сети ОАО «РЖД» по итогам месяца составляют порядка 2,3 млн тонн, это также лучший ноябрьский результат с 2010 года. 

Ранее, на ноябрьском брифинге топ-менеджеров ОАО «РЖД» с грузоотправителями, было объявлено, что по итогам 10 месяцев 2021 года РЖД достигнуты максимальные показатели среднесуточной погрузки удобрений – 176,7 тыс. тонн – с момента основания компании в 2003 году. Однако в этом случае учитывались все отправки, в том числе на экспорт.
Железнодорожные операторы, опрошенные «Гудком», подтвердили тенденцию роста внутренних перевозок удобрений и сообщили, что наибольшие поставки идут в направлении традиционных сельскохозяйственных центров страны – это южные регионы России и Поволжье. Растут перевозки за Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, уточнил генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов. 

Такое географическое распределение объясняется нахождением в этих регионах основных потребителей российских минеральных удобрений – аграриев. Рост погрузки удобрений объясняется развитием агросектора страны, которому они требуются для повышения урожаев, заметил начальник Департамента по работе с предприятиями угольной и металлургической отрасли Первой грузовой компании (ПАО «ПГК») Александр Свешников. «Спрос на азотные удобрения со стороны сельхозпроизводителей высок и стабилен, поскольку удобрения данного типа – основной инструмент повышения урожайности», – подтверждает Артур Нурмухамедов. 

Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) отчиталась о том, что все заявки производителей сельскохозяйственных товаров на минеральные удобрения под осенний сев выполнила к 1 октября, а в ноябре возник дополнительный спрос из-за смещения закупок уже под весенние полевые работы на более ранний срок. «В связи с продолжающейся волатильностью внешних рынков аграрии перенесли основную часть закупок азотных удобрений с весны на осень», – говорится в пресс-релизе на официальном сайте РАПУ. 

Увеличение отгрузки удобрений российским потребителям также связано с решением правительства ввести квоты на экспорт этой продукции. Об этом сообщил на правительственном заседании в начале ноября премьер-министр РФ Михаил Мишустин. В конце минувшей недели Министерство промышленности и торговли РФ утвердило приказ о распределении экспортных квот: для азотных удобрений – не более 5,9 млн тонн, для сложных – 5,35 млн тонн. Ограничения будут действовать с 1 декабря 2021 года по 31 мая 2022 года.

«Соответственно, часть текущего объёма производства этой продукции перешла из экспортной отгрузки в категорию внутренних поставок, обеспечив значительный рост этого показателя», – отметил Артур Нурмухамедов.

При этом операторы полагают, что ожидать в ближайшее время обновления рекордов не стоит, поскольку удобрения всё-таки сезонный товар. «Уже в январе спрос на их поставки внутри страны на некоторое время снизится. Но в целом, пока будет сохраняться квотирование экспорта, мы будем наблюдать рост перевозок азотных удобрений во внутреннем сообщении», – считает Артур Нурмухамедов. 

Как полагает Александр Свешников, интерес к удобрениям снова начнёт расти в феврале-марте – ближе к началу посевной кампании.
 

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Мария Абдримова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →