Грузовые перевозки / 23.07.21 09:16

Государство стимулирует компании к внедрению инновационных технологий при перевозке и перевалке угля

Какие технологии удерживания и утилизации угольной пыли применяются уже сейчас, выяснял «Гудок»

Какие технологии удерживания и утилизации угольной пыли применяются уже сейчас, выяснял «Гудок»
 | Грузовые перевозки
фото:Максим Каширин/пресс-служба ОАО «РЖД»

Угольная пыль, выбрасываемая при транспортировке или перевалке сырья, наносит вред окружающей среде. По словам экспертов, при перевозке угля выделяется пыли меньше, чем при погрузке и выгрузке. Правительство обязало компании применять современные технологии для улавливания пыли. В ближайшие годы государство планирует запретить перевалку угля открытым способом на территории страны.

Согласно данным информационно-статистического бюллетеня Минтранса России за 2020 год, количество перевезённого по железной дороге угля остаётся стабильно высоким: если в позапрошлом году перевезли 276,42 млн тонн, то в прошлом – 256,22 млн тонн.
«Любому механическому действию, производимому над углем, сопутствует выделение угольной пыли. Это мелкие токсичные фракции, способные к воспламенению или распылению. Учитывая, что в России переваливают и перевозят миллионы тонн угля, выделяются тонны пыли, которые в процессе распространяются по воздуху или воде», – говорит глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

Угольная пыль в России не всегда считалась токсичным веществом. «Однако она таковым является, и страдает в первую очередь население, проживающее рядом с портами, причём страдает всё больше, ведь растут объёмы грузов, к тому же уголь измельчают на месте – это приводит к повышению нагрузки на окружающую среду», – сообщил «Гудку» замглавы Росприроднадзора Амирхан Амирханов.

Угольные компании в России борются с распространением угольной пыли, применяя новейшие технологии. Например, как сообщили «Гудку» в ЕВРАЗе, хотя своих портовых мощностей компания не имеет, однако будет внедрять технологии для утилизации угольной пыли. До 2030 года ЕВРАЗ намерен снизить в 1,5 раза объёмы выбросов угольной пыли, образующейся при технологических процессах хранения и транспортировки угля.

«Для этого в 2020 году проведены мероприятия по оснащению угольного склада обогатительной фабрики «Распадская» двумя мобильными установками пылеподавления (орошения). В планах установка мобильных конструкций орошения на угольных складах шахт «Распадская-Коксовая», «Усковская», «Осинниковская», ЦОФ «Абашевская». Кроме того, выполняются мероприятия по гидрообеспыливанию на технологических дорогах и промышленных площадках», – говорит «Гудку» директор ЕВРАЗа по координации природоохранной деятельности Максим Епифанцев.

В российских портах тоже внедряют новейшие технологии для снижения вреда от угольной пыли на окружающую среду. По данным исследования Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) от 2018 года  в России вывоз угля осуществляют 27 портов, восемь из которых находятся на Северо-Западе России, восемь – на Юге и 11 – на Дальнем Востоке.  «Перевалка угля осуществляется во всех портах, при этом только в 22 из них применяется универсальное оборудование,  а в пяти  – специализированное», – заявили «Гудку» в пресс-службе ИПЕМ. 

Использовать технологии перевалки закрытым способом выгоднее, чем универсальные технологии, считает начальник отдела технологий компании «Морстройтехнологии» (специализируется на исследованиях и проектировании в области морского транспорта) Никита Полушин. «Пропускные способности технологий для перевалки угля закрытым способом втрое выше, чем универсальным способом: в первом случае пропускная способность составляет около 25 млн тонн в год, во втором – 7–8 тонн в год», – говорит он.

Как сообщили «Гудку» в АО «Восточный порт», компания внедряет технологии всесезонного пылеподавления на самоходных портальных комплексах, больших складских штабелеукладчиках и судопогрузочных машинах. В частности, с апреля прошлого года в порту работает мобильная система всесезонного пылеподавления, состоящая из двух самоходных портальных комплексов.

«Инновационная система работает при низких температурах. Её основная особенность заключается в том, что портальные комплексы движутся по тем же рельсовым путям, что и большие специализированные машины терминала – стакеры и реклаймеры, и объединены с ними в автоматизированную систему. Летом и весной система продолжает работу в качестве мобильной системы водного пылеподавления, обеспечивая равномерное покрытие угольных складов вместе со стационарной системой орошения», – говорит начальник отдела механизации АО «Восточный порт» Сергей Заикин.

Применяются пылеподавляющие технологии и при транспортировке угля. ОАО «РЖД» использует различные инновационные решения, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

«Процесс транспортировки – это зона ответственности перевозчика. Нужно добиваться внедрения самых эффективных решений и технологий в этой области. К примеру, специальная система из поливочных установок: каждый вагон поливается жидкостью, специальный состав которой не только увлажняет верхний слой угля, но и «склеивает» его, минимизируя дальнейшее пыление», – говорит «Гудку» глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

«Технологий действительно немало, однако при любых методах борьбы с угольной пылью стопроцентной защиты от неё не существует», – считает Никита Полушин.

Государство пытается стимулировать компании к внедрению инновационных пылеподавляющих угольных технологий. Полтора года назад ныне бывший глава ФАС Игорь Артемьев предлагал предоставить железнодорожные скидки на транспортировку угля в зависимости от экологии и лишать льгот на перевозку угля те компании, которые поставляют его не на экологичные терминалы. Однако тем дело и закончилось. Как заявили «Гудку» в пресс-службе этого ведомства, пока «инициатива дополнительно прорабатывается».

Снижением концентрации угольной пыли при транспортировке и перевалке угля озаботились в правительстве, принимается ряд необходимых мер. В марте вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что ставится задача внедрения современных технологий закрытой перевалки угля, и утвердила дорожную карту по сокращению негативного воздействия угледобывающих компаний на окружающую среду.

До конца 2021 года отраслевые предприятия должны будут пройти полный аудит проблем правового регулирования и природоохранной деятельности при угледобыче. План мероприятий коснётся угледобывающих компаний в 18 регионах России, в том числе в Приморском крае, Кемеровской области и Забайкалье. Угледобывающие компании должны будут утвердить определённые среднесрочные программы по экологии горного дела на основе использования инновационных технологий и к сентябрю представить их в территориальные органы Росприроднадзора.

Как сообщили «Гудку» в этом ведомстве, проблема распространения угольной пыли в последние годы звучит особенно актуально, ведь открываются новые месторождения и растут объёмы перевалки и перевозки угля.
«Предполагается, что требования снизят нагрузку на окружающую среду, ведь компаниям выгоднее внедрить инновационные технологии, чем платить штрафы. Перевалка угля открытым способом должна быть запрещена, весь процесс идёт к этому. Конечно, это вопрос не одного дня, но изменения грядут и соблюдение компаниями экологических требований обязательно даст результат», – говорит Амирхан Амирханов.


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Анна Героева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →