Грузовые перевозки / 29.06.21 08:04

Мнения и оценки: как достичь баланса интересов всех участников перевозочного процесса

О перспективах агрологистики в СФО, развитии контрейлерных перевозок по маршруту Москва – Сибирь – Москва и преимуществах маршрутизации в преддверии мероприятия рассказывают участники рынка

О перспективах агрологистики в СФО, развитии контрейлерных перевозок по маршруту Москва – Сибирь – Москва и преимуществах маршрутизации в преддверии мероприятия рассказывают участники рынка | Грузовые перевозки
фото:Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

В среду, 30 июня, в Новосибирске состоится транспортно-логистическая конференция «PRO//Движение.Сибирь», посвящённая развитию железнодорожной логистики в регионах Сибирского федерального округа. Ключевой вопрос – как достичь баланса интересов всех участников перевозочного процесса, чтобы обеспечить рост железнодорожных перевозок.

О перспективах агрологистики в СФО, развитии контрейлерных перевозок по маршруту Москва – Сибирь – Москва и преимуществах маршрутизации в преддверии мероприятия рассказали участники рынка.

Маршрутизация для оптимизации

Антти Пурсиайнен, директор по продажам в России и СНГ VR Group Ltd.
Требования клиентов к железнодорожным перевозкам возросли – им нужна бесперебойная цепочка поставок и эффективный оборот вагонов. При трансграничных перевозках особое внимание уделяется скорости и отлаженности передаточных операций. Максимальная эффективность достигается за счёт тесного взаимодействия между грузоотправителями, перевозчиками и принимающими клиентами.

Перевозки маршрутными поездами по графику позволяют всем участникам цепочки поставки сосредоточить свои ресурсы на необходимых операциях: отправителю – на погрузочных, перевозчикам – на использовании локомотивов, грузополучателям – на разгрузочных. Кроме того, в последующем это облегчает координацию с морскими перевозчиками, что особенно важно при транзитных перевозках и, таким образом, способствует управлению транспортными цепочками клиентов в комплексе.

Для финских железных дорог маршрутные перевозки строго по графику позволяют оптимизировать деятельность во многих смыслах.

Так, облегчается планирование перевозок по территории Финляндии, а за счёт этого и планирование ресурсов, необходимых для организации движения поездов и выполнения маневровых работ.

Также возрастает скорость оборота вагонов, что делает финский маршрут ещё более привлекательным для клиентов. VR Group используют новые электровозы Siemens Vectron на полную мощность, поэтому на определённых направлениях мы можем тянуть российские маршрутные поезда весом свыше 7000 тонн и длиной до 1000 м от пограничной станции Вайниккала до станции назначения.

Нашим клиентам важно также хорошее информационное взаимодействие в течение всего процесса перевозки. В этом мы, пожалуй, наиболее явно видим то, над чем нам как перевозчикам стоит ещё поработать между собой для повышения качества нашей работы. При возникновении в цепочке перевозки нештатной ситуации важно как можно оперативнее информировать об этом всех участников перевозки, чтобы они смогли скорректировать ресурсы, необходимые им для выполнения своих операций.

Мы считаем, что скоростные маршрутные перевозки в российско-финляндском сообщении будут способствовать развитию всего железнодорожного грузового сообщения, а также повышению конкурентоспособности промышленных предприятий и работающих в сфере транзитных перевозок компаний наших стран.

Зерну покажут путь из Сибири

Сергей Соколов, генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт»
В ближайшие пять лет производство зерновых культур в регионах Сибири будет расти, что приведёт к увеличению экспортных отправок. Есть потенциал для роста экспорта как в восточном направлении, так и в южном – через черноморские порты. Но чтобы его реализовать, нужно гарантировать вывоз заявленной продукции и упростить процесс оформления перевозок, полностью перейдя на электронный документооборот.

Сибирский федеральный округ производит 14 млн тонн зерновых, из которых 2 млн не попадают в переработку, а вывозятся из региона по железной дороге, в том числе на экспорт. Сейчас мы наблюдаем рост производительности в отрасли, в течение пяти лет этот показатель увеличится до 5–6 млн. Это связано, в частности, с появлением семян зерновых и масличных культур, устойчивых к сибирскому климату и заболеваниям. Поэтому нужно создавать дополнительные возможности для вывоза этой продукции.

Мы видим несколько точек роста экспорта. Первая – это Китай и Юго-Восточная Азия. В предстоящем году мы ожидаем увеличения объёмов экспортируемой в Китай продукции на 20–25% от фактических отгрузок урожая 2020 года. Однако сейчас ситуация такая, что загруженные и предъявленные к перевозке вагоны стоят неделями на станциях отправления и ждут пропуска из-за инфраструктурных ограничений на Восточном полигоне, и это не совсем правильно. Мы предлагаем разработать такую технологию движения, при которой два дня в неделю были бы гарантированы отправки зерновых. Такой опыт есть и на автотрассах, и на железных дорогах, когда идёт ремонт. Если железная дорога будет ориентировать нас исходя из пропускных способностей Восточного полигона, то мы сможем выстроить контрактные отношения под эту механику.

Второе направление с большим потенциалом для экспорта – порты Чёрного моря. Раньше действовала скидка на перевозку зерновых культур из регионов Сибири по этому маршруту, сейчас её нет. Мы уже два года предлагаем ОАО «РЖД» инициировать введение такой льготы, поскольку видим рост отгрузки в каспийские и черноморские порты. Периодически железная дорога устанавливает льготный тариф на перевозку в южные порты, но на коротком плече – около 500 км. Думаю, что можно рассмотреть механизм субсидирования перевозок зерновых из Сибири в сторону этих портов на уровне либо Минсельхоза, либо ОАО «РЖД».

Третье перспективное направление – транспортный коридор Баку – Тбилиси – Карс. Отправки по этому маршруту уже выполняли «Татарзернопродукт», «Олесьзернопродукт», Шадринский комбинат хлебопродуктов. Соглашение «РЖД-Логистики» и турецкого оператора предусматривает скидку на транзитный провоз грузинских вагонов по России и, соответственно, российских по Грузии. Мы начали очень хорошо в прошлом году, пока это правило действовало, но за шесть месяцев 2021 года, по информации наших турецких партнёров, скидка так и не была предоставлена. Чтобы развивать это направление, нужна стабильность не только нам, как экспортёрам, но и покупателям. Мы пока такую стабильность обеспечить не можем, потому что скидка иногда действует, а иногда нет. Потенциал этого коридора для экспорта российского зерна высокий, поэтому предлагаю сделать прогнозируемый механизм предоставления скидки на перевозку по коридору Баку – Тбилиси – Карс, чтобы комплексная ставка была конкурентоспособна с морским транспортом.

Также хотелось бы перейти полностью на бесшовное оформление экспортных отправок. Остался единственный документ, который не даёт это сделать, – фитосанитарный сертификат. Его приходится возить к грузоотправителю, например из Новосибирска 500 км в одну сторону, а это задерживает отправку как минимум на сутки-полутора. Пора уходить от этой практики. Таможенное оформление уже производится в электронном виде – декларация прикрепляется в АС «ЭТРАН». Здесь нужно предусмотреть такую же возможность. Просим «Российские железные дороги» посодействовать в решении этого вопроса с Россельхознадзором. Цифровизация этого документа позволила бы сократить время на отправку груза и улучшить показатели грузовой работы.

Прицепы приглашены на рельсы

Айварс Тауриньш, генеральный директор «DB Schenker кластер Россия/Евразия»
Создание регулярного сервиса по доставке грузов посредством совмещения возможностей автомобильного и железнодорожного транспорта в направлении Западно-Сибирского региона позволит дать дополнительный стимул развитию потенциала контрейлерных перевозок, что полностью соответствует принятой Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года.

С точки зрения развития технологий «зелёной» логистики большой интерес в России представляют инновации в сфере контейнерных отправок – контрейлерные перевозки, когда большую часть пути грузовые автомобили находятся на железнодорожной платформе и только незначительный отрезок маршрута преодолевают на колёсах.

Проезд одного крупнотоннажного грузовика по федеральным автодорогам от Москвы до Новосибирска выбрасывает в атмосферу более 6 тонн СО2 и, кроме того, серьёзно влияет на износ дорожного полотна, создаёт шум и неблагоприятно влияет на безопасность движения.

Весной 2021 года «DB Schenker Россия/Евразия» совместно с ОАО «РЖД», АО «ПФКО» и другими партнёрами запустил регулярный контрейлерный маршрут Москва – Новосибирск – Москва, который пользуется большим спросом среди ретейлеров и других бизнес-структур. При переводе грузопотока на контрейлерные отправки сокращение выбросов CO2 составит 4,5 тонны, или 73%, а это экономия для государства ориентировочно в 40 тыс. руб. за каждую автотранспортную единицу в одном направлении и польза обществу в целом.

Контрейлеры ждут пересмотра тарифа

Роман Вдовин, исполнительный директор АО «ПФКО ЭКСПРЕСС»
Для развития контрейлерных перевозок из Москвы в Новосибирск и обратно нужно минимизировать затраты компаний, которые присутствуют на этом рынке. Мы выступаем с инициативой снизить тариф или предусмотреть дополнительные скидки. Это позволит устанавливать более привлекательные цены для грузоотправителей и повысит конкурентоспособность контрейлерных перевозок.

Наша компания выполняет контрейлерные перевозки по двум направлениям: Москва – Новосибирск, Новосибирск – Москва и Москва – Владивосток, Владивосток – Москва. Раньше основная сложность была в том, чтобы уложиться в сроки, сопоставимые с автомобильными перевозками: из Москвы во Владивосток – 14 суток, а из Москвы в Новосибирск – шесть-семь суток и столько же в обратную сторону с учётом погрузки непосредственно у грузоотправителя. Сервис предусматривает доставку «от двери до двери», на перевозку по железной дороге у нас должно уходить на двое суток меньше, то есть максимум пять суток в Новосибирск и обратно, и порядка 11–12 суток из Москвы во Владивосток и обратно.

Первое время мы выполняли отправки в Новосибирск со станций Электроугли, Белый Раст и Силикатная и выгружались на станции Клещиха. Эти отправки были не в прямых контейнерных поездах, а в прицепке к поездам с назначением на станцию Иня-Восточная. На обратную дорогу у нас уходило 10–12, а где-то даже и 14 суток. Сейчас проблема решена. Мы научились доставлять груз в Новосибирск с гарантированным сроком – в среднем пять суток – за счёт того, что едем в контейнерных поездах со станции Силикатная на станцию Новосибирск-Восточный без перецепов и потерь.

Недавно Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» утвердил особый порядок прицепки к транзитным контейнерным поездам. Эта технология позволяет из Новосибирска выезжать до станции назначения (в нашем случае это Силикатная) в течение пяти суток. Сейчас мы её отрабатываем, устраняем нюансы. В скором времени сможем гарантировать и доставку в обратную сторону за пять суток.

Другой вопрос, который нам предстоит решить, – это минимизация высоких затрат. Мы вынуждены оплачивать тариф и при перевозке в Новосибирск, и из Новосибирска в Москву. При этом из Новосибирска значительно меньше грузов направляется в Москву, чем из Москвы в Новосибирск, и это в основном дешёвый груз. Зачастую выгоднее оказывается вернуться без груза в Москву, чем стоять и терять время на простоях. Поэтому необходимость обратной загрузки отрицательно влияет на экономику. Сейчас мы выступаем с инициативой о снижении тарифа, на предоставление дополнительных скидок и льгот, чтобы мы могли максимально сократить стоимость, развивать контрейлерные перевозки и делать привлекательные предложения для транспортных компаний.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru


Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →