Грузовые перевозки / 09.04.21 09:56

Нефть возьмут в кольцо

Основными драйверами роста остаются каменный уголь и минеральные удобрения

Основными драйверами роста остаются каменный уголь и минеральные удобрения | Грузовые перевозки
фото:Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»

В минувшую среду заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило в ходе брифинга рассказал об итогах работы грузового сектора компании за I квартал текущего года, а также о планах на текущий и следующие месяцы. По прогнозам холдинга, во II квартале ожидается прирост погрузки на 5% к уровню аналогичного периода прошлого года. Основными драйверами роста остаются каменный уголь и минеральные удобрения, также отмечается увеличение перевозок чёрных металлов на экспорт.

 

По итогам 2021 года холдинг планирует увеличить погрузку на 1,6% к 2020-му (1 243,6 млн тонн в прошлом году), однако есть и оптимистичный сценарий, предполагающий выход на параметры 2019-го (1 278,1 млн тонн).

«Мы очень на это рассчитываем, но по итогам I квартала считаем, что пока, наверное, о какой-либо корректировке говорить рано», – пояснил начальник ЦФТО Алексей Шило. – Кроме базового сценария у нас есть и пессимистичный, учитывающий новые ограничения, которые вводятся сейчас в Европе. По мере того как развивается эпидемиологическая ситуация, мы некоторые риски всё-таки видим. У нас есть риск-сценарий с определённым снижением погрузки в том числе».

На апрель текущего года ЦФТО прогнозирует общий рост погрузки на уровне +2,7% (до 103,5 млн тонн) к аналогичному месяцу 2020 года.

Из тенденций, которые закладывают РЖД в апрельский план, – прирост погрузки каменного угля на 10,5%. Также прогнозируется продолжение роста перевозок удобрений на 6,2% и чёрных металлов на экспорт на 11%.

«Мы сейчас вынуждены по чёрным металлам в оперативном режиме с коллегами отрабатывать, чтобы и возможности портов учесть, и возможности нашей инфраструктуры для того, чтобы весь этот объём забрать. Естественно, если у нас растут чёрные металлы, то будет рост перевозок железной руды (+2,2%) и лома чёрных металлов (+13,4%)», – отметил Алексей Шило.

Во II квартале ожидается снижение погрузки зерна на 7% из-за увеличения пошлины на экспорт этой номенклатуры.

«Регуляторные меры, которые сегодня предпринимаются, безусловно, оказывают своё влияние. Внутренние перевозки зерна за первые шесть дней апреля сократились всего на 2%, а в экспорте мы потеряли уже 139 тыс. тонн – это порядка 43%», – пояснил Алексей Шило.

Индикатором роста во II квартале 2021 года должны стать перевозки грузов в контейнерах (прирост 9%).

«Дополнительно мы хотим перевезти 1 млн тонн грузов в контейнерах. Основной прирост будет в экспорте, примерно 9,1%», – сказал Алексей Шило.

Из номенклатурных позиций, которые вызывают у ЦФТО опасения, Алексей Шило выделил нефтяные грузы.

«Думаем, что мы не выйдем на параметры даже апреля прошлого года. Пока себе в план заложили минус 0,6% снижения погрузки нефтяных грузов. Но тем не менее за нефтепродукты мы абсолютно точно поборемся. Мы проводим переговоры с нефтяными компаниями», – отметил Алексей Шило.

Во II квартале РЖД рассчитывают на рост погрузки нефтепродуктов на уровне 4,6% к аналогичному периоду 2020 года.

По словам члена правления компании Rail Go Олега Яценко, среди российских грузоотправителей наблюдается снижение погрузки нефтепродуктов, связанное  с пандемией (низкий уровень потребления топлива, отмена авиарейсов и тому подобное), текущей стоимостью нефтепродуктах на мировых рынках и регулированием экспорта ОПЕК+ (международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля за добычей нефти).

Поэтому для привлечения дополнительного объёма этой номенклатуры на железную дорогу РЖД приходится конкурировать с трубопроводным транспортом. К примеру, холдинг рассматривает вариант закольцовывания маршрутов для перевозки российской нефти и белорусских нефтепродуктов.

«Мы посчитали необходимым вместе с поставщиком сырой нефти и оператором подвижного состава увеличить долю поставки нефти по железной дороге. Те же самые цистерны мы могли бы после выгрузки нефти использовать под погрузку тёмных нефтепродуктов», – рассказал начальник ЦФТО.

Напомним, что в конце февраля текущего года правительства РФ и Беларуси заключили соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, изготовленных из российской нефти, которые предназначенны для поставки на экспорт в третьи страны через морские порты России. Договор предполагает перевалку более 9,8 млн тонн грузов в 2021–2023 годах.

Холдинг просматривает и другие механизмы для привлечения грузов на железную дорогу, к примеру снижение времени доставки для экономии на услугах оператора.

«Мы сейчас идём по пути формирования таких договорных взаимоотношений с нашими грузоотправителями, где мы могли бы предложить ускоренную доставку. Мы с коллегами определяем маршрут, понимаем, что он у нас сегодня не имеет критической загрузки, поэтому может обеспечить ту или иную скорость, и тем самым мы могли бы помочь ему сэкономить на вагонной составляющей. То есть в целом он получит то же самое снижение транспортных затрат, но без фактического предоставления скидки с тарифа РЖД», – пояснил Алексей Шило.

Также РЖД готовы предложить выгодные тарифные решения в обмен на долгосрочные взаимоотношения – фиксацию объёмов на несколько лет вперёд.

Ксения Потаева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Дорога из Берлина Дорога из Берлина
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →