Грузовые перевозки / 07.04.21 08:37

Белорусские нефтепродукты меняют порт

Россия и Беларусь планируют расширить номенклатуру экспорта через российские терминалы

Россия и Беларусь планируют расширить номенклатуру экспорта через российские терминалы | Грузовые перевозки
фото:Виктор Драчев / ТАСС

В минувший понедельник состоялось оперативное совещание председателя Правительства РФ Михаила Мишустина с его заместителями, а также с министрами транспорта и финансов, в ходе которого подведены итоги первого месяца перевозки и перевалки нефтепродуктов из Белоруссии через порты России. Поставки этой номенклатуры на четверть превысили запланированный объём и составили более 220 тыс. тонн.

По данным Минтранса РФ, в первый месяц после заключения межправительственного соглашения между Россией и Беларусью (о соглашении «Гудок» подробно писал 2 февраля), с 5 марта по 5 апреля 2021 года, объёмы перевалки белорусских нефтепродуктов, изготовленных из российской нефти, превысили 222 тыс. тонн при заявленных изначально 176 тыс. тонн. В целом соглашение предполагает перевалку более 9,8 млн тонн грузов в 2021–2023 годах.

В своём выступлении министр транспорта России Виталий Савельев отметил, что для перевалки через терминал ООО «Портэнерго» морского порта Усть-Луга за указанный период было доставлено почти 111 тыс. тонн бензина при планируемых соглашением 86 тыс. тонн. С апреля к указанному объёму ежемесячно добавляется 27 тыс. тонн бензина, поставляемого из Белоруссии и произведённого из азербайджанской нефти. На Петербургский нефтяной терминал направлено для перевалки 96,6 тыс. тонн мазута вместо изначально планируемых 90 тыс. тонн. Кроме того, на терминал АО «Усть-Луга Ойл» доставлено 14,6 тыс. тонн газойля. Ранее поставок данного вида груза в марте не планировалось.

Министр транспорта также сообщил, что график отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов на апрель 2021 года, согласно заключённым контрактам, предусматривает отправку около 280 тыс. тонн нефтепродуктов, среди которых 106 тыс. тонн газойля, 92,5 тыс. тонн мазута и 71 тыс. тонн бензина. Приложением к соглашению в апреле предусмотрена отгрузка 180 тыс. тонн продукции нефтяной отрасли.

Как ранее сообщал «Гудок», транзитная продукция белорусских нефтеперерабатывающих заводов перевозится до морских портов Северо-Западного региона РФ железнодорожным транспортом. Для доставки нефтеналивных грузов используется российский подвижной состав.

«В целях реализации соглашений между хозяйствующими субъектами двух стран были подписаны соответствующие договоры, где железнодорожным оператором выступило дочернее общество ОАО «РЖД» – Федеральная грузовая компания», – сказал Виталий Савельев.

По словам заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Александра Хатьянова, в России созданы все условия для принятия и привлечения белорусских нефтяных грузов на сеть железных дорог.

«Мы со своей стороны будем принимать меры для вывоза дополнительных объёмов», – отметил он.

По мнению члена правления компании RAILGO Олега Яценко, на фоне спада погрузки нефтепродуктов среди российских грузоотправителей привлечение дополнительного объёма из Беларуси не станет проблемой.

«Объём нефтепродуктов, заявленный белорусской стороной, потребует задействовать 2,5–3 тыс. вагонов-цистерн в месяц. Общий парк цистерн в РФ на сегодня насчитывает 200 тыс. вагонов, это означает, что за месяц российские операторы могут перевезти 20 млн тонн нефтепродуктов. Тем более что среди российских грузоотправителей мы видим снижение погрузки нефтепродуктов, которое связано с пандемией, текущей стоимостью нефтепродуктов на мировых рынках, регулированием экспорта ОПЕК+ (международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля за добычей нефти. – Ред.). Поэтому появление на сети железных дорог новых поставок нефти станет для нас глотком свежего воздуха», – пояснил он.

Белорусские производители также положительно оценивают сотрудничество с Россией по перевозке и перевалке нефтепродуктов.

Как рассказал «Гудку» пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко, соглашение между Россией и Белоруссией начало работать и перевозки грузов приобрели регулярный характер.

«Условия, предъявляемые Россией для грузоотправителей, нас устраивают. Стоит отметить, что они во многом лучше, чем условия, предлагаемые прибалтийской стороной. Перевозки осуществляются быстро, удобно и выгодно, поэтому перспективы для дальнейшего сотрудничества у нас отличные», – подчеркнул он.

Как сообщил в завершение своего выступления Виталий Савельев, «Минтранс России обсуждает с белорусскими коллегами возможность переадресации более широкого спектра экспортных грузов через российские порты».

По мнению участников рынка, грузами, которые также имеют перспективу транзитных перевозок из Беларуси через Россию, могут стать калийные удобрения.

«На российском транспортном рынке очень актуален вопрос о привлечении в российские порты нефтяных грузов и калийных удобрений. В отличие от нефти, с удобрениями сложнее, так как основной грузоотправитель этого вида продукции – ОАО «Белорусская калийная компания» (дочернее подразделение «Беларуськалия») – владеет 30% одного из терминалов в порте Клайпеды», – пояснил генеральный директор Международного агентства продвижения экспорта Юрий Шурыгин.

«Фактором для привлечения белорусских удобрений может стать строительство совместного для России и Белоруссии терминала или продажа доли в уже существующем», – резюмировал Юрий Шурыгин.

В российских портах пока недостаточно мощностей для перевалки удобрений, но в ближайшее время запланировано их расширение для пропуска больших объёмов. Так, к началу 2022 года в полную мощность заработает терминал по перевалке удобрений в порту Усть-Луга, который строит компания «Ультрамар». Его возможность перевалки составит 12 млн тонн грузов ежегодно с расширением до 25 млн тонн в 2025-м.

Ксения Потаева, Анастасия Баранец

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Транссиб: лоббисты и ходатаи Транссиб: лоббисты и ходатаи
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

  1. Вы курить бросили?