Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Молоко заберут по дороге

Грузовые перевозки | Среда | 15.07.2020 | 07:30
Ёмкость китайского внутреннего рынка молочной продукции в розничных ценах приближается к $100 млрд
Ёмкость китайского внутреннего рынка молочной продукции в розничных ценах приближается к $100 млрд | Грузовые перевозки
фото: Виктор Драчёв / ТАСС
В минувший четверг АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), отраслевая ассоциация «Союзмолоко» и информационное агентство Milknews провели онлайн-вебинар по теме «Развитие логистики экспорта в Китай», где обсуждались технологии и форматы поставок молочной продукции на российско-китайском направлении. Основными преимуществами железнодорожных маршрутов при экспорте данной номенклатуры на китайском направлении участники дискуссии назвали скорость доставки и стоимость перевозки.

«Российские производители молочной продукции только начинают развивать китайское направление экспортной логистики, – заявил, открывая вебинар, генеральный директор ассоциации «Союзмолоко» Артём Белов. – В последние годы Китай вышел в лидеры по импорту молочных продуктов. Ёмкость внутреннего рынка в розничных ценах приближается к $100 млрд, что делает данный рынок очень привлекательным как для китайских производителей, так и для экспортёров.

Главными экспортёрами в Китай сегодня являются Новая Зеландия, Европейский союз, Австралия и США. Пятое место занимает Белоруссия, в первую двадцатку входит Россия».

По его словам, в 2018 году российские производители экспортировали в Китай молочную продукцию на общую сумму $4,5 млн. Белорусские производители – на $60,4 млн.

Основной проблемой импорта молочной продукции китайской стороной директор Beijing FULUOSIDA Trading Co. (альянс 10 китайских компаний-импортёров) Жэн Сяонань назвал длительные сроки её доставки из России. «Сейчас морским транспортом из Санкт-Петербурга в порты Китая доставка молочной продукции занимает больше двух месяцев, что, безусловно, очень долго. После прибытия почти месяц тратится на оформление ветеринарного сертификата. Стоит отметить, что максимальный срок годности в Китае на молоко составляет девять месяцев, три из которых мы теряем только на логистическую и нормативную составляющие», – отметил Жэн Сяонань.

Как отметил заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев, данную проблему может решить технология перевозки грузов в рефрижераторных контейнерах по железной дороге.

«Сейчас реально осуществлять одиночные отправки – от одного до пяти автономных рефконтейнеров с увеличенным топливным баком, – рассказал Александр Сиверцев. – Данный контейнер ставится на платформу и цепляется либо к транзитному поезду, идущему из Европы в Китай, либо к экспортному поезду, следующему из Москвы. Такой опыт есть, и его можно развивать.

Как только мы получим увеличение грузовой базы, станет возможным переход ко второму этапу – отправке группы контейнеров в составе так называемого сцепа, который имеет внешний источник питания контейнеров. Это может быть контейнер с дизель-генераторной установкой. Данная технология проще и безопаснее с точки зрения контроля температуры оборудования, но следует понимать, что здесь есть минимальная экономически обоснованная партия – от восьми 40-футовых рефконтейнеров».

«Хотелось бы рассказать экспортёрам молочной продукции о наличии решений по транспортировке такой номенклатуры грузов в Китай, – продолжил заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика» (РЖДЛ) Иван Мостяев. – В рамках проекта «Агроэкспресс» РЖДЛ организует не только отправки муки, сои и другой продукции, но в том числе и молока. Если говорить о последних выполненных перевозках молочной продукции, то в июне этого года мы осуществили перевозку прицепом к нашему транзитному поезду одиночного автономного рефконтейнера из Нижнего Новгорода в Харбин через погранпереход на станции Забайкальск. Транзитное время составило 18 дней. Клиент отметил в первую очередь срок доставки такой продукции, имеющей ограниченный срок годности. В данном случае перевозка состоялась успешно, и есть планы по организации контейнерного поезда».

По его словам, все производители, выходя на рынок, не готовы заявлять объёмы экспортируемой продукции на контейнерный поезд. Как правило, они начинают вести бизнес от одного контейнера.
«В связи с этим РЖДЛ предлагает свой собственный сервис примыкания контейнеров в различных регионах РФ – Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск – к транзитным контейнерным поездам, следующим из Европы направлением на два города в Китае – Чунцин (Центральный Китай) и Сучжоу (Западный Китай). В Чунцин поезд едет транзитом через Казахстан, а в Сучжоу через Забайкальск. Безусловно, основным преимуществом сервиса являются транзитные сроки. Также вопреки сложившемуся мнению, что железнодорожная перевозка дороже морской, наша тарифная сетка говорит об обратном. Если рассматривать перевозку в Сучжоу, то при наличии транспортной субсидии от РЭЦ (может достигать до 100 тыс. руб. – Ред.) ставка на морской фрахт становится неконкурентоспособной с железнодорожным тарифом», – рассказал Иван Мостяев.

Так, стоимость отправки одного 40-футового контейнера из Ворсино (Московская область) в Сучжоу составляет $2 тыс. Для сравнения: стоимость доставки морским транспортом одного 40-футового контейнера из Шанхая (ближайший к Сучжоу порт) в Санкт-Петербург у международного грузового экспедитора Best Deals составляет порядка $2,4 тыс.

Также Иван Мостяев рассказал, что сегодня возможна доставка сборных грузов в составе еженедельного пассажирского поезда Москва – Пекин – Москва. «К пассажирскому поезду цепляется почтово-багажный вагон, в котором можно доставить свою продукцию. Он сохраняет температурный режим на уровне около плюс двух градусов по Цельсию», – пояснил он.

«Преимуществом железнодорожных маршрутов на китайском направлении является не только скорость доставки, но и доступная география точек отправления, а также возможность формирования встречных поставок китайской продукции на российский рынок, что позволяет снижать стоимость перевозки и предлагать экспортёрам конкурентные ставки», – заключила руководитель проекта по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтина Кириллова.
Вадим Павлов

Cегодня в СМИ

Первые лица