Новости дня

«Укрзализныця» откладывает изменение формулы расчёта

Грузовые перевозки | Среда | 01.04.2020 | 07:27
Новый договор на оказание услуг по организации грузоперевозок железнодорожным транспортом будет введен 1 июня
Новый договор на оказание услуг по организации грузоперевозок железнодорожным транспортом будет введен 1 июня | Грузовые перевозки
Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в ответ на жалобы грузоотправителей рекомендовал АО «Укрзализныця» (УЗ) отложить введение нового договора на оказание услуг по организации грузоперевозок железнодорожным транспортом на два месяца – до 1 июня. Компания планировала изменить формулу расчёта с 1 апреля, чтобы сократить время сверхнормативного простоя вагонов на подъездных путях.

Напомним, с требованием приостановить принятие договора в АМКУ 13 марта обратилось объединение «Укрметаллургпром», в которое входит 28 отраслевых предприятий. Металлурги подсчитали, что по новой формуле грузоотправители заплатят УЗ на 3 млрд гривен ($107,8 млн) в год больше, чем раньше. В АМКУ претензии бизнеса услышали и 26 марта выдали предписание о продлении срока действия действующего договора на два месяца, до 1 июня. За это время УЗ также необходимо подготовить новую редакцию документа с учётом замечаний участников рынка.

По данным УЗ, время сверхнормативного простоя подвижного состава на подъездных путях в настоящий момент составляет порядка 50 часов на 500 тыс. грузовых операций.

Как пояснил директор по развитию бизнеса АО «Укрзализныця» Андрей Рязанцев, в большинстве случаев вагоны компании используются как склады на колёсах из-за действующей тарификации. В частности, плата за сутки хранения груза в вагоне составляет 88 грн ($3,16), а за хранение на элеваторе – 120 грн ($4,31). И во время простоя не по вине УЗ компания зарабатывает только 4% от дохода, который могла бы получать от вагона на следующей грузовой операции. Новая методика должна стимулировать грузополучателей или грузоотправителей на обустройство складов, чтобы груз не передерживать в вагоне, отметил представитель УЗ.

Плата за пользование собственными вагонами перевозчика складывается из двух составляющих: за использование вагонов при выполнении грузовых операций, на это отводится 0,5 часа, и за перенос срока следующей грузовой операции, начиная с 22 часов. В компании предлагают с 1 апреля 2020 года и до 30 сентября 2020 года начислять плату за перенос срока следующей грузовой операции - с 61 часа. А затем сокращать срок: с 1 октября 2020 года до 31 марта 2021 года – с 49 часов и с 1 апреля 2021 года и в дальнейшем – с 37 часов.

В то же время член экспертного совета Министерства инфраструктуры Украины Валерий Ткачёв отметил, что по новым правилам изменения в договор может вносить только собственник вагонов, то есть УЗ, при этом компания не несёт никакой ответственности за срыв согласованных заявок.

По словам председателя правления ассоциации «Украинский логистический альянс» Владимира Иващука, чтобы сократить время нахождения подвижного состава под грузовыми операциями или на подъездных путях необходимо ускорять оборот вагонов.

Однако так не происходит, потому что расчётная формула потерь времени пользования вагонов, то есть 48 часов и больше, привязана к нормативному сроку доставки 200 км в сутки. Но по факту оно составляет менее 100 км из-за того, что УЗ не может организовать эффективный перевозочный процесс.

По мнению президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачёва, сейчас плата за использование одного зерновоза составляет 105 грн ($3,8), а возрастёт до 1363 грн ($48,97) за сутки и до 2726 грн ($97,94). В то же время у частных компаний парк можно арендовать в три раза дешевле.

Поэтому снижение погрузки на сети УЗ вполне прогнозируемый сценарий, уже сейчас по разным оценкам от 70% до 90% зерновозов компании простаивают без работы.
Елена Кудрявцева

Cегодня в СМИ

Первые лица