Новости дня

Рынок экспортных перевозок древесины переживает падение

Грузовые перевозки | Среда | 11.03.2020 | 08:09
Тенденция снижения продолжилась и в январе 2020 года
Тенденция снижения продолжилась и в январе 2020 года | Грузовые перевозки
Георгий Куниловский / ИД «Гудок»
В 2019 году железнодорожные перевозки лесных грузов за границу снизились на 12,2% (22,7 млн тонн). Тенденция снижения продолжилась и в январе 2020 года. Эксперты считают, что падение происходит из-за продления на фоне вспышки коронавируса новогодних праздников в Китае и приостановки производств. Однако основной причиной снижения перевозок продукции лесопромышленного комплекса стало введение ограничений по экспорту дальневосточных пород древесины, а также ужесточение фитосанитарных норм в КНР. 

Вирус встал на пути

Согласно данным ежемесячного дайджеста грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД», в прошлом году погрузка на экспорт снизилась на 12,2% в том числе из-за действия повышенных ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные товарные позиции лесных грузов, а также неблагоприятных погодных условий в Иркутской области в июне – сентябре 2019 года (паводки и лесные пожары), повлёкших за собой снижение поставок лесных грузов с предприятий, расположенных в регионе (на Иркутскую область приходится порядка 20% доли экспортных поставок лесоматериалов из страны. На Китай и Финляндию приходится около 95% физического объёма российского экспорта лесоматериалов, из них две трети приходится на КНР и почти треть на Финляндию). 

«Погрузка на экспорт в январе 2020 года снизилась на 23% из-за повышения с 1 января текущего года ставок вывозных таможенных пошлин (с 40% до 60%) на экспорт круглого леса дальневосточных пород вне квоты», – отмечается в дайджесте.

По данным ОАО «РЖД», в феврале 2020 года Восточно-Сибирской железной дорогой погружено 969 тыс. тонн лесных грузов (–28,9% к февралю прошлого года), а Дальневосточной железной дорогой – 464,4 тыс. тонн (–34,3%). При этом на всей сети РЖД погрузка продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) сократилась на 7,4% и составила 6,5 млн тонн.

Как сообщал журналистам в феврале текущего года заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило, погрузка леса в Китай может снизиться и в марте.

Он уточнил, что снижение происходит из-за продления на фоне вспышки коронавируса новогодних праздников в стране и приостановки производств.

По его мнению, падение погрузки в конце прошлого года произошло из-за снижения спроса на российскую древесину в Китае на фоне введения США заградительных пошлин на продукцию лесной промышленности КНР.

По словам регионального директора по странам Азии Группы компаний AsstrА Вячеслава Гураля, ситуация с эпидемией коронавируса больше всего повлияла на железнодорожные перевозки, однако ситуация может стабилизироваться в течение марта. 

«Ситуация, на мой взгляд, не критическая. Конечно, в связи с тем, что традиционные новогодние выходные затянулись, объёмы грузопотока упали. Больше всего пострадали железнодорожные перевозки (–45%). Количество грузоперевозок морским транспортом снизилось незначительно – на 11%, а авиадоставки показывают небольшой прирост (+4%)», – отметил он.

По словам директора по логистике АО «Первая грузовая компания» Михаила Петрова, восстановление погрузки может произойти уже к лету текущего года. 

«Китай является главным потребителем пиломатериалов и круглого леса. Основными поставщиками пиломатериалов являются предприятия Иркутской области и Красноярского края (порядка 65%). Круглый лес везут в основном из Приморья и Хабаровска. По итогам двух месяцев 2020 года снижение объёмов перевозки лесных грузов в КНР составило 31%. Это связано со спадом в связи с коронавирусной инфекцией, а также затяжными новогодними каникулами, во время которых производство в стране останавливается на длительный период. Восстановления ситуации мы ожидаем к лету текущего года. Чаще всего для перевозки данной категории грузов используются лесные платформы, контейнеры, крытые и полувагоны. Наибольшее падение наблюдается в сегменте лесных платформ. Оно составило 51%. Схожий процент мы видим в сегменте контейнеров. Крытый подвижной состав чувствует себя более уверенно из-за наличия альтернативной грузовой базы», – пояснил он.

По словам генерального директора компании ABC-Rail Артура Нурмухамедова, в этом году сократились все поставки в Китай вне зависимости от страны-экспортёра и выбранного вида транспорта. 

«Потребление китайской индустрией древесины в прошлом году сократилось из-за ограничений на поставку продукции в США, а потом, когда у этой проблемы наметилось решение, экономику подкосил коронавирус. Не сам вирус, конечно, а меры, принятые властями для локализации его распространения. Сами посудите, Китай – мировая фабрика. А сейчас рабочие этой фабрики сидят по домам, станки простаивают фактически с Нового года, электроэнергия и сырьё им не нужны. Сложно сказать, сколько времени продлится такая ситуация. Судя по тому, что даже в России отменяются мероприятия, намеченные на лето, скорого улучшения эпидемической обстановки никто не ждёт. 

Виноватого в этом искать нет смысла: есть процессы, которые возникают помимо человеческой воли, и заболевания – тому пример», – отметил эксперт.

По мнению генерального директора АО «РЖД Логистика» Дмитрия Мурева, на снижение погрузки в КНР в большей степени влияют внешнеполитические факторы.

«Наша компания оказывает услуги по транспортировке в Китай пиломатериалов, причем отправки осуществляются как контейнерными поездами, так и повагонно в полувагонах или крытых вагонах. В основном, пиломатериалы уходят со станций Батарейная в Иркутский области и Иня-Восточная в Новосибирской области и идут назначением в Шанхай, Чэнду и Тяньцзинь. В настоящее время мы отправляем по три поезда в месяц, это несколько меньше, чем в прошлом году, но я бы не стал связывать это с коронавирусом, на снижение в большей степени влияют внешнеполитические факторы и особенности торговых взаимоотношений Китая и США, - отметил он,- Если говорить о динамике, то можно отметить некоторое оживление спроса с декабря 2019 года, мы пока не получали каких-то дополнительных требований к транспортировке со стороны наших китайских партнеров и рассчитываем, что объем отправок не претерпит значительных негативных изменений. Что касается выбора подвижного состава, то грузоотправители, конечно, отдают предпочтение контейнерным поездам – кроме универсальности тары этот способ транспортировки также имеет финансовые преимущества, так как на подобные отправки предоставляется тарифная скидка».


Пошлины притормозили экспорт

Ещё одной причиной снижения экспорта леса стали решения Правительства РФ, направленные на повышение степени переработки древесины, одним из них стало повышение пошлин на экспорт круглого леса.

Отметим, что ещё в 2017 году Правительство РФ ввело квотирование и установило пошлины на экспорт круглых лесоматериалов аянской ели, белокорой пихты и даурской лиственницы, преимущественно произрастающих на Дальнем Востоке. В 2018 году пошлина составляла 25%, в 2019 году – 40%, в 2020 году – 60%, в 2021 году достигнет 80%.

По словам председателя ассоциации «Дальэкспортлес» Александра Сидоренко, в связи с этой мерой в 2019 году объём экспорта леса и лесоматериалов упал на 27,8% (5,15 млн куб. м).

В связи с этим «Дальэкспортлес» обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой ввести мораторий на повышение экспортной пошлины на необработанный лес.

Ассоциация настаивает на уменьшении пошлины на вывоз необработанного леса до 6,5%.

По мнению заместителя генерального директора одной из крупнейших компаний лесной отрасли Приморья, «Приморсклеспром», Виктора Медведя, снижение пошлины позволит предприятиям перейти на полную переработку древесины. 

«Переработчики просят установить пошлину на вывоз круглого леса в 6,5%. Тем, кто ещё не дошёл до полной переработки, это даст время и деньги на то, чтобы перевооружиться и перейти на стопроцентную переработку за счёт того, что они не будут платить такую большую таможенную пошлину», – отметил он.

По мнению участников рынка, введённые ограничения означают практически полный запрет на экспорт кругляка. 

«Никто не будет спорить с тем, что нужно развивать глубокую переработку на территории России. К тому же существует льготная пошлина на вывоз кругляка, если предприятие достигло определённого уровня переработки, словом, тенденция правильная. Но есть места, где вести такую деятельность не получится», – отметил генеральный директор АО «Приморские лесопромышленники» Виктор Дорошенко.

Контроль на границе

В конце января 2020 года КНР ужесточила требования к древесине, импортируемой из России.

По новым правилам в Китай можно экспортировать только окоренную или обеззараженную древесину (подвергнутую фитосанитарному обеззараживанию методом фумигации, термической обработки или вымачивания). Кроме того, экспортируемый лес должен сопровождаться фитосанитарным сертификатом Россельхознадзора.

Соответствующее письмо было отправлено из Главного таможенного управления (ГТУ) КНР в Россельхознадзор. Под ограничения подпали не только хвойные породы, но и лиственные, например карельская берёза.

Однако 14 февраля после переговоров специалистов Россельхознадзора с ГТУ КНР принято решение о том, что Россия может экспортировать не очищенную от коры и необеззараженную древесину с 1 октября до 1 апреля.

Несмотря на уступки китайской стороны, экспортёры прогнозируют снижение перевозок с апреля этого года.

По мнению Михаила Петрова, ужесточение фитосанитарных норм прежде всего коснётся экспорта круглого леса. «Последствия могут быть очень серьёзными, если не удастся достичь договорённостей на межгосударственном уровне», – подчеркнул он.

По словам директора Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортёров леса Павла Корчагина, помимо хвойных пород ограничения касаются берёзы, осины и тополя.
«Почти 80% продукции ЛПК Приморья уходит на экспорт. Поэтому для края этот запрет означает огромные убытки и потерю работы для тысяч людей. А такие фитосанитарные требования сейчас выполнить невозможно. Это будет пострашнее коронавируса», – считает он.

Участники рынка отмечают, что технологии по снятию коры сейчас есть только у нескольких компаний в регионе.

Смена курса

По мнению экспертов, проблемы, с которыми столкнулся рынок ЛПК, должны заставить транспортную отрасль быстро перестроиться: наладить новые логистические цепочки, построить мощности для переработки древесины и загрузить себя работой. 

«Нынешнее сокращение отгрузки – прекрасная возможность для такой перестройки. Можно, например, заняться обеспечением для грузовладельцев условий работы с контейнерами. Мы говорим о контейнеризации грузов, но пока это во многом только слова, инфраструктуры для работы с контейнерами на железной дороге не хватает. Перевозка пиломатериалов в контейнерах растёт во всём мире, у нас тоже есть на это спрос. Возможно, груз, упакованный в контейнер, будет востребован у новых покупателей, которые ранее не брали продукцию, загруженную на платформы или в крытые вагоны. Ставка на фитинговые платформы сейчас находится на максимально низком за последние 1,5 года уровне – 1650 руб. в сутки. Думаю, сочетание этих факторов позволит «переждать шторм», формируя новые эффективные схемы перевозок», – отметил Артур Нурмухамедов.

Отметим, что в январе-феврале текущего года перевозки лесных грузов в контейнерах по сети ОАО «РЖД» выросли на 7,9% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и составили 78,5 тыс. ДФЭ.

По словам руководителя Департамента лесных грузов компании «Эколайн» Максима Фурика, контейнерные перевозки сейчас находятся на подъёме за счёт государственного субсидирования. Это позволяет снизить затраты на перевозку некоторых номенклатур, в том числе пиломатериалов.
«Для специализированного парка (лесовозов) необходима определённая логистика, а, например, в направлении Китая её нет, и лесовозом ничего не повезёшь. В свою очередь, контейнеры являются основным пластом для перевозок как из России в Китай, так и в обратном направлении», – пояснил он.

Максим Фурик добавил, что сейчас происходит переход всей лесоперерабатывающей отрасли на пиломатериалы. «Это происходит не только с подачи государства, повышающего пошлины на вывоз круглого леса, но и в целом рынок меняется и отдаёт предпочтение таким номенклатурам», – подчеркнул он.

По словам главы управляющей компании ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» Мартина Херманссона, наиболее перспективным и быстрорастущим сектором лесной отрасли, помимо производства пиломатериалов и древесных гранул из круглого леса, останется производство мебели и мебельных комплектующих. 

«С развитием транспортной инфраструктуры и логистики и в условиях стабильного рубля производство и экспорт мебели из России в Европу или даже в Китай и США становится главным направлением развития и роста ЛПК. По нашим расчётам, объём производства мебели в России будет расти в среднем не менее чем на 7–8% в год до 2025 года. Такая перспектива вполне реальна с учётом того, что скачкообразный прирост производства мебели в 2018 составил 24–27% по сравнению с 2017 годом», – резюмировал эксперт.
Ксения Потаева

Cегодня в СМИ

Первые лица