Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Лес выбирает контейнер

Грузовые перевозки | Среда | 04.03.2020 | 07:42
В 2019 году перевозки лесных грузов в контейнерах выросли на 72% к предыдущему году
В 2019 году перевозки лесных грузов в контейнерах выросли на 72% к предыдущему году | Грузовые перевозки
Анатолий Шулепов / ИД «Гудок»
В конце минувшей недели НПК «Объединённая вагонная компания» (ОВК) опубликовала обзор железнодорожного рынка за 2019 год. В документе отмечается резкий спад транспортировки лесных грузов на специализированных платформах (лесовозах). Автор исследования отмечает, что одной из причин является активный переход отраслевых грузоотправителей на контейнерные перевозки, рост которых составил 72% по сравнению с 2018 годом. Однако на рынке считают, что эта ситуация временная. 

Как рассказала «Гудку» директор по маркетингу ОВК Нина Борисенко, в целом за 2019 год перевезено более 5 млн TEU-контейнеров, что на 12,6% выше, чем в 2018 году. «Наибольший прирост наблюдается в сегменте лесных грузов (+32,9%), что обусловлено постепенным переходом от экспорта круглого леса к деревообработке внутри страны с последующим экспортом уже готовой продукции с высокой добавленной стоимостью», – отметила представитель ОВК.

Согласно обзору ОВК, на внутреннем рынке погрузка лесных грузов в прошлом году сократилась на 7% по сравнению с 2018-м. По словам Нины Борисенко, эта тенденция привела к снижению спроса на лесовозные платформы. 

«В то же время ситуацию усугубляет накопившийся профицит парка полувагонов, который несёт угрозу понижения их арендной ставки и возврата части полувагонов на лесные маршруты. Однако наблюдается активная контейнеризация лесных грузов. Так, в 2019-м перевозки лесных грузов в контейнерах выросли на 72% к предыдущему году, а в ДФЭ рост составил +33%, являясь основным драйвером роста перевозок гружёных контейнеров», – рассказала Нина Борисенко.

На рынке действительно наблюдают переход на другой тип подвижного состава, обусловливая такую тенденцию низкой стоимостью на контейнеры. Как рассказал «Гудку» руководитель Департамента лесных грузов компании «Эколайн» Максим Фурик, контейнерные перевозки сейчас находятся на подъёме за счёт государственного субсидирования. Это позволяет очень дёшево перевозить некоторые номенклатуры, например пиломатериалы. 

«Для специализированного парка (лесовозов) необходима определённая логистика, а, например, в направлении Китая её нет и лесовозом ничего не повезёшь. В свою очередь, контейнеры являются основным пластом для перевозок как из России в Китай, так и в обратном направлении. Именно поэтому сейчас наблюдается снижение перевозок пиломатериалов и параллельно этому видим общую тенденцию перехода всей лесоперерабатывающей отрасли на пиломатериалы. Она происходит не только с подачи государства, повышающего пошлины на вывозку круглого леса, но и в целом рынок меняется и отдаёт предпочтение таким номенклатурам.

Тем не менее пока не все грузоотправители сразу инвестируют в покупку специальной техники, например пилорам. Поэтому сейчас те, кто ранее об этом не задумывался, попал в положение, при котором цена на круглый лес резко падает. В связи с этим грузоотправителям приходится продавать продукцию за бесценок либо в срочном порядке перерабатывать круглый лес в пиломатериалы. Поэтому сейчас спад действительно наблюдаем», – говорит Максим Фурик.

Среди вагоностроителей положительно относятся к транспортировке лесной продукции именно в контейнерах. Вице-президент Объединения производителей железнодорожного транспорта Владимир Матюшин рассказал «Гудку», что переход лесопромышленников на контейнеры обусловлен удобством в перевозке и её невысокой стоимостью. Впрочем, лесовозы на российском рынке своего клиента всегда найдут. 

«Для перевозки круглого леса или бруса без специализированных платформ не обойтись из-за крупных габаритов этих грузов (около 6 м в длину). Поэтому вагоностроители их производство не остановят, несмотря на небольшой профицит этого подвижного состава. Тем не менее пиломатериалы удобнее перевозить в контейнерах, защищая груз от влаги. Например, доски из полированного дерева, упакованные в пакет и длиной 3 м, в контейнер помещаются без труда.

Думаю, что необходимо также везти пиломатериал, заранее обработанный на заводах, чтобы не грузить в контейнер лишние щепки и грязь, которые заполняют пространство. Поэтому теперь лесоперерабатывающие заводы очищают свою продукцию для перевозки в контейнерах», – считает эксперт.

В целом отраслевые эксперты отмечают конкуренцию среди лесной продукции и других номенклатур, перевозимых в контейнерах. По словам вице-президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров России Андрея Фролова, насколько быстро такая продукция займёт нишу в сегменте контейнерных перевозок, зависит исключительно от спроса, а сейчас он есть.
«Единственный груз, который не транспортируется в контейнерах, – это круглый лес, а остальные уже в них давно возят. В зависимости от спроса на внешнем рынке российские лесные грузы могут составить конкуренцию», – пояснил «Гудку» Андрей Фролов.

Однако операторы считают, что переориентация лесной продукции в контейнеры – временная ситуация. Максим Фурик пояснил, что эта мера направлена на развитие рынка контейнерных перевозок в целом на Восточном полигоне. Впоследствии контейнеры уйдут на другой груз, а специализированный подвижной состав свои позиции наверстает.
Надежда Проскура

Cегодня в СМИ

Первые лица