Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Азиатский рынок от российского угля не откажется

Грузовые перевозки | Вторник | 25.02.2020 | 07:38
В регионе продолжает расти потребление угля, что обусловлено экономическим ростом и увеличением населения
В регионе продолжает расти потребление угля, что обусловлено экономическим ростом и увеличением населения | Грузовые перевозки
Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»
В минувший четверг участники конференции «Рынок угля России – 2020», которую организовало международное агентство Argus, обсудили потенциал развития отрасли, риски углеродного регулирования, а также перспективы бизнеса операторов универсального парка. По мнению экспертов, на баланс спроса и предложения на рынке полувагонов влияет цена на уголь. 

По словам аналитика по углю Международного энергетического агентства (IEA) Карлоса Фернандеса Альвареса, Азия будет поддерживать мировой спрос на уголь в течение следующих пяти лет.
«Несмотря на то что мировой спрос на уголь в 2019 году снизился, он останется в целом стабильным в течение следующих пяти лет. Этому способствует устойчивый рост на основных азиатских рынках. В регионе продолжает расти потребление угля, что обусловлено экономическим ростом, увеличением населения, а также среднего класса, который использует электрические приборы. Снижение спроса на уголь в прошлом году объясняется главным образом уменьшением выработки электроэнергии на угольном топливе в США и Европе», – отметил он.

Тем не менее, по его словам, ещё слишком рано говорить о том, станет ли ожидаемое глобальное снижение выработки электроэнергии на угольном топливе началом устойчивой тенденции.
«Многие страны стремятся к более жёсткой климатической и экологической политике, а возобновляемые источники энергии и природный газ становятся всё более и более конкурентоспособными. Мы прогнозируем, что спрос на возобновляемые источники энергии будет расти в течение следующих пяти лет. При этом производство электроэнергии из угля будет расти, хоть и незначительно, в течение этого периода (менее чем на 1% в год) и его доля снизится с 38% в 2018 году до 35% в 2024 году. Это означает, что уголь остаётся, безусловно, крупнейшим источником энергоснабжения в мире», – подчеркнул он.

Карлос Фернандес Альварес добавил, что глобальные тенденции будут во многом зависеть от Китая, где добывается и потребляется половина угля в мире. 

«В Европе и Соединённых Штатах выработка электроэнергии из угля снижается до уровней, которых не наблюдалось десятилетиями. Переход на ветровую и солнечную энергию, низкие цены на природный газ и стагнация спроса на электроэнергию создали идеальные условия для снижения потребления угля в обоих регионах. Эти тенденции будут продолжаться до 2024 года, хотя ожидается, что темпы снижения замедлятся, если уголь не окажется под дополнительным давлением из-за более жёсткой климатической политики или более низких, чем ожидалось, цен на природный газ», – сказал он.

Отметим, что одной из основных номенклатур, которые перевозятся железнодорожным транспортом, является уголь, поэтому транспортная составляющая остаётся одним из основных вопросов для владельцев груза.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), средние расходы грузоотправителей на оплату услуг РЖД при перевозках угля в 2010–2019 годах не имели значительных колебаний. Максимальный ежегодный рост фиксировался в 2013 году (+15% к 2012 году), в котором, в свою очередь, расходы на оплату услуг РЖД даже снизились (–3% к 2011 году).
«Ставка операторов, конечно, не столь актуальна для угольных компаний, имеющих свой парк, однако является существенным фактором для транспортных затрат и конкурентоспособности грузовладельцев без парка. В условиях сложной экономической конъюнктуры внимание к прогнозу ставок позволит эффективнее оценивать конкурентоспособность российских угольных компаний на внешних рынках», – подчеркнул в ходе выступления заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук.

Как отметил заместитель генерального директора ИПЕМа Александр Григорьев, углеродное регулирование создаёт серьёзные риски для угольной промышленности России.
«Положение угольной генерации в Европе будет только усугубляться, и основная неопределённость сегодня заключается в том, сможет ли Германия выполнить планы по сворачиванию угольной генерации к 2038 году», – заметил он.

По мнению Александра Григорьева, Азия будет основным направлением экспорта российского угля в ближайшие несколько лет. 

«В Азии ставки платы за выбросы парниковых газов, за редким исключением, либо низки, либо отсутствуют совсем. Мощностей портовых терминалов хватит, чтобы нарастить экспорт угля в два раза. Ограничивающим фактором пока остаётся железнодорожная инфраструктура, однако в последние годы в этом направлении она развивается опережающими темпами», – подчеркнул он. В основном для перевозки угля по железной дороге используют полувагоны, поэтому одной из тем конференции стали перспективы развития бизнеса операторов универсального парка.

По мнению генерального директора транспортно-логистической компании ABC-Rail Артура Нурмухамедова, на сегодняшний день на сети РЖД наблюдается профицит существующего парка полувагонов. 

«На конец января 2019 года на сети было порядка 525 тыс. полувагонов, из которых так называемый технический профицит составлял порядка 25 тыс. На конец января этого года на сети находится уже 558 тыс. вагонов. По нашим оценкам, профицит составляет около 70 тыс. Однако вагоностроители продолжают производить этот вид подвижного состава, и на текущий год законтрактовано ещё около 20 тыс. единиц», – отметил он.

По его словам, на профицит вагонов влияют и другие факторы. 

«Из-за неэффективности управления парком сегодня оборот порожних вагонов увеличивается и составляет 12,1 суток (9,8 в 2019 году). Это говорит о том, что количество простаивающих вагонов на сети увеличивается, что приводит к падению грузовой базы. По нашим данным, она упала примерно на 5 млн тонн к январю прошлого года. И при сохранении этой тенденции до конца года мы можем потерять от 5 до 10% от показателей 2019 года (795 млн тонн). В результате всех этих событий мы видим падение рыночных ставок предоставления полувагонов. Мы ожидаем, что в текущем году ставки остановятся на отметке 1200–1300 руб. в сутки. Однако ситуация может ухудшиться, и мы достигнем минимумов 2014–2015 годов – от 565 до 511 руб. А что будет после 2020 года, пока спрогнозировать очень сложно», – сказал он.

Артур Нурмухамедов подчеркнул, что на баланс спроса и предложения на рынке полувагонов влияет цена на уголь. 

«Если нет спроса на уголь, то нет спроса на соответствующие перевозки, и, как следствие, падают цены владельцев подвижного состава. Но не будем забывать, что падение ставок на полувагоны способствует охлаждению спроса на новый подвижной состав. Таким образом, инвестиционная привлекательность покупки новых вагонов тоже падает. Это тоже хорошо для балансировки рынка. Дополнительно к этому низкие ставки способствуют консолидации и укреплению рынка. Появятся большие игроки с рыночными долями в 20–30%. Фактически всё сведётся к тому, что на рынке будет 3–5 игроков, которые и будут определять ценовую политику», – резюмировал он.
Ксения Потаева

Cегодня в СМИ

Первые лица