Новости дня

Кислота не берёт алюминий

Грузовые перевозки | Вторник | 25.02.2020 | 07:33
Новый алюминиевый сплав, разработанный ИЛМиТом, создан как альтернатива украинскому сплаву АД0, из которого раньше изготавливались цистерны
Кислота не берёт алюминий
ОВК
Специалисты Института лёгких материалов и технологий (ИЛМиТ, входит в Алюминиевую ассоциацию) разработали алюминиевый сплав Р-1407 для изготовления цистерн под перевозку концентрированной азотной кислоты. Новый специализированный подвижной состав будут совместно выпускать чебоксарское предприятие «Сеспель» и Научно-производственная корпорация «Объединённая вагонная компания». Использование сплава позволит увеличить грузоподъёмность вагона на 4 тонны и объём котла более чем на 3 куб. м. 

Как пояснил «Гудку» генеральный директор ИЛМиТа Роман Вахромов, крепкую азотную кислоту в концентрации более 97% можно перевозить только в алюминиевых цистернах: нержавеющую сталь кислота разъедает. Новый алюминиевый сплав Р-1407 разработан как альтернатива украинскому сплаву АД0, из которого раньше изготавливались цистерны. «Кроме того, цистерна из сплава АД0 имела перетяжелённый котёл. У новой цистерны низкий в сравнении с прежними образцами вес. Алюминиевый сплав Р1407 позволяет уменьшить толщину стенки цистерны. Если цистерна из украинского сплава весит 8 тонн, то из российского сплава – всего 4 тонны, и он в два раза прочнее. То есть в ней можно перевозить больше крепкой азотной кислоты – сама тара легче, а объём цистерны увеличился», – отметил Роман Вахромов.

По словам директора по науке ИЛМиТа Дмитрия Рябова, благодаря высокой коррозионной стойкости сплава Р-1407 список перевозимых химических грузов не ограничивается только крепкой азотной кислотой. «Изготовлением собственно цистерны или котла занимается производитель специализированной техники для перевозки сыпучих и жидких грузов – чебоксарское предприятие «Сеспель», а на платформу цистерну ставит ОВК. Новый вагон не должен быть дороже, чем тот, который используется сейчас, так как мы снизили его материалоёмкость, но точные цифры пока не назовём», – уточнил Дмитрий Рябов. 

«ОВК совестно с «Сеспель» принимает участие в проекте по разработке ещё одной модели цистерны для перевозки концентрированной азотной кислоты. Он базируется на представленном в продуктовом портфеле ОВК вагоне модели 15-6901 и нацелен на дополнительное повышение его эксплуатационной эффективности. В качестве материала для котла планируется использовать алюминиевый сплав Р-1407. Он позволит существенно снизить массу тары вагона, при этом увеличив его грузоподъёмность примерно на 4 тонны и объём котла более чем на 3 куб. м. Материал котла, как и в модели 15-6901, инертен к перевозимому грузу, имеющему высокую коррозионную активность и токсичность. Говорить о сроках внедрения на сеть нового вагона пока рано. На данный момент проводится всестороннее изучение и анализ рыночной ситуации, выявляется потенциал рынка для нового вагона», – сообщила «Гудку» директор по маркетингу НПК «Объединённая вагонная компания» Нина Борисенко.

Разработан эскизный проект нового вагона, после изготовления опытного образца цистерну планируется сертифицировать.

Напомним, цистерну модели 15-6901 ОВК разработала и выпускает совместно с «Сеспель» с января 2018 года, приняв во внимание, что текущий российский парк цистерн для перевозки концентрированной азотной кислоты насчитывает около 200 единиц, средний возраст которых составляет 32 года. По оценкам железнодорожного холдинга, до 2022 года будет списано до 80% парка.

Цистерна модели 15-6901 имеет объём котла 54,78 куб. м, оснащена ходовой частью с повышенной осевой нагрузкой 25 тс и грузоподъёмностью 75 тонн. Срок службы увеличен в два раза – до 40 лет, а пробег между деповскими ремонтами составляет 1 млн км (или 8 лет) вместо прежних 210 тыс. км (или 2 года) у вагонов на типовой тележке. На тот момент ОВК выиграла тендер АО «Объединённая химическая компания «УРАЛХИМ», которая первой купила партию из 30 цистерн. Эта компания ежегодно перевозит более 50 тыс. тонн концентрированной азотной кислоты. 

«В настоящее время мы рассматриваем приобретение 10 специализированных цистерн под крепкую азотную кислоту (КРАК) в конце 2020 года. Это узкосегментированный подвижной состав, и мы ведём переговоры с коллегами из ОВК по поставке данного типа вагонов. Продукция ОВК всегда отличается не только инновационной тележкой, увеличивающей грузоподьёмность вагона и межремонтный пробег, но и постоянными нововведениями в конструкции вагонов, которые направлены на повышение эффективности и безопасности перевозок. Котёл из алюминиевого сплава Р-1407, возможно, будет новой опцией, предлагаемой компанией. Дополнительно можно отметить, что применение алюминиевых сплавов может быть очень интересной темой по повышению эффективности вагонного парка. За счёт снижения веса тары может дополнительно увеличиваться грузоподъёмность вагонов. При этом, безусловно, реальное внедрение данного парка на сети будет зависеть от стоимости алюминиевых вагонов», – рассказал «Гудку» директор ООО «УРАЛХИМ-ТРАНС» Всеволод Ковшов.

По словам вице-президента Российского союза химиков Василия Семёнова, примерно половина производимой азотной кислоты идёт на получение азотных минеральных удобрений. Остальное используется в радиоэлектронной промышленности, металлургии и производстве взрывчатых веществ.

В России на протяжении последних трёх лет наблюдается спад производства. В 2018 году произведено порядка 98,9 тыс. тонн концентрированной азотной кислоты – это на 13% ниже показателей предыдущего года. В 2019 году – 83,5 тыс. тонн.
Елена Кудрявцева

Cегодня в СМИ

Первые лица