Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Вагоны записали на кассеты

Грузовые перевозки | Четверг | 19.09.2019 | 10:22
Кассетные подшипники колёсных пар доказали свою надёжность
Кассетные подшипники колёсных пар доказали свою надёжность | Грузовые перевозки
Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Комиссия вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества на своём 68-м заседании, прошедшем в Саранске на минувшей неделе, согласовала предложение России о введении на территории РФ с 1 января 2021 года требования по обязательной установке после капремонта на колёсные пары, сформированные с использованием новых колёс, подшипников кассетного типа. За переход на новый тип подшипников высказались и члены Комиссии по безопасности движения Совета по железнодорожному транспорту СНГ, которая в то же время заседала в Душанбе.

Этот вопрос регулируется требованиями «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1520 мм)», который действует на территории стран Совета по железнодорожному транспорту. Поэтому согласованное решение о внесении изменений в него предложено на утверждение 71-го заседания Совета, которое пройдёт в октябре в Минске, после чего оно вступит в силу. Другие государства пространства 1520 о готовности введения указанных требований пока не заявляли.

Как пояснил «Гудку» председатель Комиссии вагонного хозяйства, начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Михаил Сапетов, решение Совета направлено на постепенный перевод парка грузовых вагонов РФ на колёсные пары, оснащённые кассетным подшипником. Этот переход возможен в течение 8–10 лет.

«Сегодня в России всеми собственниками эксплуатируются 133 тыс. вагонов, в колёсных парах которых стоят кассетные подшипники. Это около 13% объединённого парка. Опыт эксплуатации доказал высокую эффективность их применения в сравнении с роликовыми подшипниками, которые применяются в вагонах остальных 87% парка», – сообщил Михаил Сапетов.

О большей надёжности кассетных подшипников в сравнении с роликовыми свидетельствуют цифры. В 2018 году отцепки в ремонт грузовых вагонов из-за неисправности буксовых узлов с роликовыми подшипниками составили 35 случаев на 1 тыс. вагонов, а с кассетными – всего семь. Гарантийный срок службы роликовых подшипников – три года, кассетных – 16 лет (восемь лет до ремонта и восемь после). Установленная периодичность проведения среднего ремонта колёсной пары – пять лет, а наличие в их комплектации роликовых подшипников по факту сокращает это время до трёх лет. Кроме того, как отметили в Управлении вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры, эксплуатация кассетных подшипников уменьшает интенсивность износа гребня колёс и позволяет использовать их с гарантией до восьми лет.

«Роликовому подшипнику уже больше 60 лет, он устарел технологически. На сети РЖД 67% отказов в работе вагонов происходит по вине роликовых подшипников», – говорит генеральный директор ООО «Инспекторский центр «Приёмка вагонов и комплектующих» Владимир Асриянц.

Кассетные подшипники в России выпускают три предприятия: филиалы шведской SKF и американской компании Timken, «ЕПК-Бренко» – совместное предприятие российской «Европейской подшипниковой корпорации» и фирмы «Бренко» из США. Уровень локализации производства в SKF и «ЕПК-Бренко» – 85%, в Timken – 40%. Правительство РФ поставило перед ними задачу нарастить уровень локализации к 2021 году до 90–95%.

Общими усилиями эти предприятия производят около 500 тыс. штук кассетных подшипников и обещают нарастить объёмы производства к 2021 году до 1,2 млн штук, что равно годовой потребности: примерно столько подшипников, по данным Михаила Сапетова, потребуется в этом году для капитального ремонта и производства вагонов в стране.

При этом кассетные подшипники дороже: комплект из двух подшипников, необходимый для оснащения одной колёсной пары, стоит примерно 52 тыс. руб. против около 14 тыс. руб. за комплект роликовых. Но за 16 лет эксплуатации кассетных подшипников роликовые придётся поменять пять раз, затраты только на их покупку составят 70 тыс. руб.

Большинство эксплуатируемых как в России, так и в странах пространства 1520 вагонных тележек относятся к типу 2 по ГОСТу 9246, созданному под роликовые подшипники, но установка кассетных подшипников на них технически возможна.

Предлагаемое решение поддержано Минтрансом России. По словам заместителя министра транспорта России Владимира Токарева, переход на кассетные подшипники позволит кардинальным образом повысить эксплуатационную работу сети железных дорог страны.

Мировой опыт применения кассетных подшипников показывает, что переход на их использование является одним из приоритетных направлений развития железнодорожного транспорта. По данным портала Gudok.ru, Ассоциация североамериканских железных дорог с 1968 года обязывает устанавливать кассетные подшипники на все новые вагоны. С 1978 года более 70% парка грузовых вагонов в США переведено на кассетные подшипники, что привело к уменьшению отказов по подшипникам в 25 раз по сравнению с уровнем 1955 года.

На их использование перешли и «Китайские железные дороги», что позволило повысить скорость перемещения грузов по национальным магистралям с 80–100 км/ч до 160 км/ч.

На железных дорогах Европы благодаря стандартной системе крепежа подшипники кассетного типа устанавливаются не только на новые вагоны, но и на колёсные тележки предыдущих модификаций.

Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ

Первые лица