Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Технология «Анаконда» позволит упростить систему сигнализации, централизации и блокировки

Грузовые перевозки | Четверг | 20.12.2018 | 21:26
В качестве датчика вибрации используется волоконно-оптический кабель, проложенный вдоль железнодорожного полотна
В качестве датчика вибрации используется волоконно-оптический кабель, проложенный вдоль железнодорожного полотна | Грузовые перевозки
Максим Каширин/Пресс-служба ОАО "РЖД"
На участке Балтийск – Шиповка Калининградской дороги протяжённостью 23 км  приступили к тестовой эксплуатации системы интервального регулирования движения поездов «Анаконда» с передачей данных по цифровому радио­каналу. Эта система позволит удешевить и упростить обслуживание пути. 

Система «Анаконда» – один из трёх уже реально имеющихся элементов большого проекта по интервальному регулированию поездов, позволяющему увеличить грузопоток на сети без строительства новых путей. Кроме «Анаконды», также тестируются технологии подвижных блок-участков и организации движения по цифровому каналу DMR.
 
Принцип работы технологии подвижных блок-участков в том, что сигналы на следующий локомотив посылаются с последнего вагона движущегося впереди поезда. Перегон, оборудованный системой сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), делится на рельсовые цепи. Проезжая по ним, поезд замыкает электрическую цепь колёсами, благодаря чему бортовые приборы идущего сзади локомотива получают через автоматическую систему локомотивной сигнализации АЛСО точную информацию о режиме движения впереди идущего поезда, о расстоянии до него. Так появляется возможность отказаться от жёсткой привязки к светофорам, организовав подвижные блок-участки, которые как бы тянутся за поездом «хвостом», позволяя приближаться к нему на расстояние менее 1 км. Но эту технологию целесообразнее применять при тактовом движении поездов.

Организация движения по цифровому каналу DMR заключается в том, что радио­сигнал с каждого локомотива передаётся диспетчерскому аппарату. Широко применяемая аналоговая система поездной радиосвязи нередко бывает неудовлетворительного качества из-за высокого уровня помех в диапазоне 2 МГц. 

Однако у радиосвязи есть свои недостатки. Она может нестабильно работать в условиях пересечённой местности, в тоннелях, ей требуются ретрансляторы, она более подвержена внешним воздействиям. В связи с внедрением современного подвижного состава с асинхронным тяговым приводом и увеличением токов в тяговой сети обстановка с помехами в этом диапазоне частот в будущем ухудшится.

«Анаконда» же позволяет контролировать шумовую обстановку вдоль пути,  оценивать возможные технические неполадки в составе на ходу. Система помехоустойчива и  позволяет отказаться от рельсовых цепей, которые дороги в обслуживании и подвержены погодным воздействиям. Вместе с тем для её эксплуатации требуется электропитание.
 
Технология предусматривает использование свободного волокна в оптоволоконном кабеле, проложенном вдоль пути, для определения нахождения поезда по вибрации земляного полотна. В оптическое волокно посылается импульс, который частично отражается от неоднородностей волокна. Отражение принимается фотодетектором. За счёт акустической вибрации кабеля происходит отражение сигнала, что и фиксируется рефлектометром (устройство, способное фиксировать вернувшийся сигнал. – Ред.).
 
«Эта технология позволяет контролировать движение поезда по вибрации земляного полотна, которая создаётся движущимся составом, – говорит главный инженер Калининградской дирекции инфраструктуры Алексей Суховерша. – Система позволяет отказаться от использования рельсовых цепей». В результате увеличивается точность мониторинга прохождения грузовых и пассажирских поездов, а расходы по эксплуатации малоинтенсивных участков сокращаются. Это происходит за счёт того, что на участках, где лежит кабель, необходимо монтировать гораздо меньше оборудования сигнализации, централизации и блокировки.

«Данные, которые получает «Анаконда», передаются по каналу радиосвязи на локомотив, оборудованный антенной и модемом, – пояснил начальник технической службы Дирекции тяги Дмитрий Хомченко. – В результате машинист имеет информацию о количестве впереди лежащих блок-участков и сигналах светофоров. Это перспективная технология».

Как заявляют разработчики «Анаконды» – специалисты АО «НИИАС», система обеспечивает контроль местоположения подвижного объекта на расстоянии до 70 км от рефлектометра с точностью до 5–7 м, а также выдаёт параметры скорости.
 
Цель ОАО «РЖД» – отработка и использование инноваций таким образом, чтобы на конкретных полигонах применять ту систему, которая даст максимальный экономический эффект. В данном случае на Калининградской дороге «Анаконда» позволяет отказаться от монтирования дорогостоящей автоблокировки, поскольку проложить оптоволоконный кабель при конкретных условиях дешевле.

Испытания на КЖД планируется завершить в апреле. И если опыт будет признан успешным, систему «Анаконда» введут в производственную эксплуатацию.
Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ

Первые лица