Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Итоги сентября. Строительные грузы тормозят рост погрузки

Грузовые перевозки | Вторник | 06.11.2018 | 08:53
Железнодорожный холдинг НПК ОВК проанализировал рынок грузовых перевозок в сентябре
Железнодорожный холдинг НПК ОВК проанализировал рынок грузовых перевозок в сентябре | Грузовые перевозки
Сергей Зоничев/ИД Гудок
В сентябре 2018 года рост погрузки замедлился: погрузка составила 104,5 млн т, что всего на 0,7% выше сентября прошлого года. Грузооборот продолжил расти — до уровня 209,5 млрд т-км, что на 2,9% больше чем в сентябре 2017 года.
В сентябре выросли перевозки всех грузов за исключением строительных, объем перевозки которых сократился на 10,3%, погрузка цемента по сравнению с сентябрем прошлого года уменьшилась на 7,4%,  зерна - на 4,5%.
В то же время перевозки угля выросли на 2,4%, нефти — на 3,8%, железной руды — на 1,1%, черных металлов  — на 3,3%, лесных грузов — на 2,9%, цветной руды — на 13,3%.

Уголь

Погрузка угля в сентябре выросла к прошлому году на 2,4% и составила 29,3 млн т, установив очередной рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 276,3 млн т угля, что на 5,1% выше чем за девять месяцев 2017 года.

Рост погрузки обусловлен увеличением экспортных отправок на 5% преимущественно в Германию и Польшу — объем поставок в эти страны вырос на 600-700 тыс. тонн к сентябрю предыдущего года. Небольшое замедление темпов роста обусловлено снижением поставок в Японию на 10%.

По оценке экспертов, Германия еще не скоро откажется от российского угля. При этом в октябре на пленарном заседании российско-немецкого бизнес-форума губернатор Ленинградской области заявил о намерении сотрудничать с Германией в области поставок угля. Через порт Приморск после появления дополнительных мощностей планируется создать угольный поток в немецкий порт Росток.

Снижение экспорта угля в Японию может быть обусловлено постепенным восстановлением атомной энергетики в стране. Согласно заявлению японского Института энергетической экономики, уже до конца 2018 года вновь введут в строй сразу семь энергоблоков на собственных АЭС. Сегодня в Японии уже работает пять энергоблоков, и в ближайшее время будет осуществлен запуск третьего и четвертого блоков на АЭС «Такагама». Однако полностью переключаться на атомную энергетику не планируется. По ожиданиям, к 2030 года в соответствии с государственной программой Япония будет располагать более чем сорока новейшими угольными ТЭС.

Украина заявила о намерениях приобрести в 2019 года у России угля на почти три четверти от общих закупок данного вида топлива. Согласно опубликованной Министерством энергетики и угольной промышленности структуре топлива ТЭС и ТЭЦ на 2019 года, доля угля из России составит 3 млн 815 тыс. тонн. В октябре поставки угля из России на Украину выросли к прошлогоднему уровню на 20%.

По словам заместителя министра энергетики России Анатолия Яновского, в 2018 году экспорт энергетического угля составит 177 млн т, а динамика его роста останется положительной до 2030 года При этом рост идет в основном за счет потребления странами Азиатско-Тихоокеанского региона и в перспективе Африки (рынка Марокко и Египта), где предпочитают более дешевую угольную генерацию электроэнергии.

Прогнозируется дальнейший рост погрузки угля железнодорожным транспортом за счет наращивания экспортных отправок на фоне благоприятной мировой конъюнктуры и высокого спроса на отечественный уголь.

Нефть и нефтепродукты 

Погрузка нефти и нефтепродуктов в сентябре выросла на 3,8% и составила 19,2 млн тонн. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 175,9 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что 0,4% больше чем за 9 месяцев  2017 года. 
Рост перевозок произошел за счет увеличения экспортных отправок на 6,7%. Поставки выросли в Нидерланды и Италию на 20%, в Монголию на 60% и Азербайджан.

Два месяца подряд снижаются поставки нефтяных грузов в Белоруссию — экспорт в сентябре был ниже на 30% от показателей прошлого года. При этом с ноября планируется прекратить поставки в Белоруссию бензина, дизельного топлива и мазута, ограничение будет действовать до конца следующего года. По оценке Минэнерго, беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Белоруссию нецелесообразен — республика полностью обеспечивает свои потребности в нефтепродуктах за счет переработки российской нефти.

Пока ОАО "РЖД" удалось приостановить падение погрузки нефти и нефтепродуктов, однако существенного роста ожидать не приходится. Дальнейший прогноз будет зависеть от эффективности работы РЖД по созданию привлекательных условий для грузоотправителей.

Строительные грузы и цемент: восстановление затягивается

Погрузка строительных грузов в сентябре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 10,3% и составила 10,5 млн т, а цемента — на 7,4% и составила 2,5 млн т. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 95,7 млн т строительных грузов и 19,7 млн т цемента, что на 6,1% и 7,2% ниже показателей аналогичного периода 2017 года

По данным Росстата, в сентябре ввод жилья составил 6,3 млн м2, что на 6,7% ниже показателя сентября 2017 года Всего за 9 месяцев 2018 года ввод жилья сократился на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В октябре крупнейший игрок рынка ипотеки «Сбербанк» поднял ставки впервые с 2014 года на 0,4 п.п., тогда как многие банки сделали это еще раньше. При этом к концу текущего года средневзвешенная ставка по ипотеке может вплотную приблизиться к 10%. Тем не менее, эксперты «Дом.РФ» не ожидают значительного снижения спроса на ипотеку. По их мнению, достигнутый сейчас уровень ставок достаточно комфортен и будет мало влиять на принятие решения о покупке жилья. А объемы выдачи ипотеки в 2018 года составят около 3 трлн рублей, что на 50% больше по сравнению с 2017 годом. Однако специалисты «Эксперт РА» прогнозируют рекордные 2,7–2,8 трлн руб., а в 2019 года объемы ипотеки не превысят 2,5 трлн руб. даже при относительной стабильности макроэкономических условий.

В исследовании Рейтингового агентства строительного комплекса оценили уровень инфляции в строительной отрасли в следующем году с учетом изменения стоимости материалов, трудозатрат и других необходимых ресурсов. Если по итогам года показатель может достигнуть 5,4–5,6%, то к 2019 года уровень превысит 6,5% и может подняться до 9%. Рост инфляции в отрасли произойдет на фоне повышения НДС и перехода рынка на проектное финансирование. И хотя жилье напрямую не облагается НДС, его повышение скажется на себестоимости строительства в виде роста цен на строительные материалы. А вследствие перехода на проектное финансирование застройщикам придется увеличить долю собственных средств и банковских кредитов, что также скажется на себестоимости застройки.

По данным Росстата, за 9 месяцев 2018 года в России было произведено 42,9 млн т цемента, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако по данным ГС-Эксперт, показатель составил 41,6 млн т цемента (-3,2% к аналогичному периоду предыдущего года). Причина расхождения данных — в учете государственной службы производства тарированного цемента предприятиями Московской области. Таким образом, отток цемента на автомобильный транспорт может быть меньше, чем прогнозировалось ранее.

Перспективы строительной отрасли РФ в настоящее время не ясны. Процесс адаптации жилищного строительства к новым рыночным условиям на фоне завершения крупных проектов (Керченский мост, подготовка к чемпионату мира 2018 года) может отрицательно повлиять на объемы погрузки. Однако в долгосрочной перспективе по мере реализации планов правительства по увеличению застройки и запуска новых проектов перевозка строительных грузов будет расти.

Черные металлы 

Погрузка черных металлов в сентябре выросла к уровню предыдущего года на 3,3% и составила 6,3 млн т. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 58,8 млн т черных металлов, что на 9,9% выше показателя аналогичного периода 2017 года

Рост погрузки в сентябре произошел за счет как внутренних, так и экспортных перевозок. Увеличились отправки в Италию (в 2,5 раза), Турцию (в 2 раза) и Мексику (в 1,5 раза).

Объемы поставок в Турцию могут снизиться — страна с 17 октября ввела импортные квоты на сталь. Импорт металла свыше установленной квоты будет облагаться дополнительной 25%-й пошлиной. Установленные ограничения являются ответными мерами на ввод президентом США Дональдом Трампом 25%-ой пошлины на сталь, в результате которой произошло перенаправление потоков стали в Турцию.

По прогнозам международной металлургической ассоциации World Steel Association, в 2018 года глобальное потребление стальной продукции на 3,9% превысит показатель прошлого года, тогда как в 2019 года прогнозируется снижение темпов роста до 1,4%. Быстрее всего спрос на стальную продукцию будет увеличиваться в странах Азии (без Китая) на 6,8% в следующем году. Подъем ожидается, прежде всего, в Индии и странах АСЕАН вследствие оживления в инфраструктурном и жилищном строительстве. Ситуация со спросом на сталь в Китае выглядит неопределенной и будет зависеть от взаимоотношений со США и политики правительства страны.

В США аналитики Worldsteel видят замедление в 2019 года, которое будет вызвано прекращением подъема в строительстве и автомобильной промышленности. Аналогичный прогноз составлен и для стран Евросоюза, для которых весьма серьезный риск представляют также торговые конфликты. Для Турции Worldsteel предсказывает спад в 2018 года, но на следующий год экономика страны и национальный рынок стали могут восстановиться благодаря антикризисным мерам правительства. В России, по мнению ассоциации, рост потребления будет слабым как в текущем, так и в будущем году несмотря на повышение мировых цен на нефть.

В ассоциации «Русская сталь» заявили, что металлурги готовы увеличить перевозку грузов на 12 млн т в год. Основным сдерживающим фактором для развития металлургических предприятий в ассоциации назвали существующую железнодорожную инфраструктуру. Так, пути для приема-передачи и обслуживания грузов ряда станций примыкания к предприятиям нуждаются в реконструкции и электрификации. Некоторые станции, обслуживающие российские порты и подходы к ним, требуют расширения пропускной способности. Кроме того, необходимо расширить и реконструировать станционные пути, связанные со строительством новых предприятий. В конце сентября Новолипецкий металлургический комбинат, Первая грузовая компания (ПГК) и группа UCL Holding сообщили о готовности инвестировать в развитие собственной транспортной инфраструктуры 28,6 млрд руб.

Вместе с тем, Международное рейтинговое агентство Moody's сохранило стабильный прогноз по сталелитейной промышленности России на ближайшие год-полтора. Ожидается, что внутренний спрос на сталь будет стабильным или умеренно расти благодаря продолжающемуся росту ВВП, государственным инфраструктурным проектам и развитию на рынке строительства, который является основным потребителем стали. Таким образом, внутренний грузопоток будет поддержан, тогда как экспорт черных металлов может снизиться на фоне ухудшения мировой конъюнктуры.

Руда 

Погрузка руды в сентябре составила 9,2 млн т, что выше показателей предыдущего года на 1,1%. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 86,5 млн т руды, что на 5% выше значений аналогичного периода 2017 года

В сентябре внутренние перевозки выросли на 4,4%, тогда как экспорт оказался ниже уровня прошлого года на 15% за счет снижения поставок в Китай на 50% и Польшу, последняя еще в августе полностью приостановила российский импорт. При этом в 3 раза выросли поставки руды в Германию и в 2 раза — в Словакию.

Замедление темпов роста внутренних перевозок вызвано в том числе и ухудшением конъюнктуры мирового рынка черных металлов, вследствие которого на экспорт будет направлено меньше готовой продукции. В таком случае вероятно увеличение экспортных отправок руды железнодорожным транспортом.

Лесные грузы 

Погрузка лесных грузов в сентябре выросла к уровню предыдущего года на 2,9%, и составила 3,5 млн т. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 34,7 млн т лесных грузов, что на 4% выше показателя аналогичного периода 2017 года. Увеличение поставок продолжилось в Финляндию (+10%) и Казахстан (+35%).

По словам директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России, некоторые показатели 2018 года опережают уровень, заложенный в Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года, утвержденной правительством России. За 8 месяцев рост объемов переработки древесины составил 8,4%, производства мебели — 6,6%, в целлюлозно-бумажной отрасли — 10,6%. Объем экспорта продукции лесопромышленного комплекса России по итогам этого года ожидается на уровне $12 млрд.

Перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом будут расти и далее по мере развития лесопромышленного комплекса РФ и деревянного домостроения.

Зерно и продукты перемола 

Погрузка зерна в сентябре составила 2,1 млн тонн, на 4,5% меньше по сравнению с сентябрем прошлого года. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 20 млн т зерна, что на 36,9% выше показателя за девять месяцев 2017 года.
Внутренние перевозки сократились на 10% относительно уровня прошлого года, а экспортные впервые с марта 2017 года— на 2%. 
Снижение темпов отгрузок связано с укреплением рубля и падением экспортных цен за полтора месяца почти на 6%, до $218 за тонну. В октябре - декабре конъюнктура может оказаться более благоприятной для активной торговли, если не помешает погода. Однако достичь прошлогодних рекордных показателей вряд ли получится. По словам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, на юге уже вывезено более половины всего экспортного потенциала пшеницы, плюс около 20% законтрактовано, при этом до конца сезона остается еще девять месяцев. В других регионах есть проблемы с урожаем и качеством зерна. Эксперты отмечают, что география экспортного спроса смещается в центр страны и Поволжье.

По оценке министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, урожай зерновых в этом году будет больше, чем планировалось: 109, а не 106 млн т, а экспорт зерновых увеличится до 39 млн т. Кроме того, неурожай в других странах повысил спрос на российскую продукцию.

Таким образом, прогноз перевозок зерна железнодорожным транспортом будет поддержан на фоне улучшения прогнозов по объему урожая, а также высоких переходящих запасов предыдущего сезона.

Химические и минеральные удобрения 

Погрузка удобрений в сентябре составила 4,7 млн тонн, на 4,4% больше по сравнению с сентябрем прошлого года, установив новый рекорд для данного месяца. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено почти 44,2 млн тонн удобрений, что на 4% выше чем за 9 месяцев 2017 года
В сентябре экспорт увеличился на 2% за счет роста поставок в Бразилию на 30% и в США в два раза.

Компания «ФосАгро» совместно с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), суверенным фондом России и индийской компанией IndianPotash договорились о заключении контракта, который предусматривает совместные инвестиции в производство минеральных удобрений на территориях России и Индии. В контракте предусматриваются долгосрочные поставки продукции «ФосАрго» в Индию, объем которых может составить 2 млн т в период с 2019 по 2021 ггода, а их совокупная стоимость оценивается в $1 млрд.

Перевозки удобрений железнодорожным транспортом продолжат расти на фоне высокого мирового спроса на российскую продукцию, а также по мере запланированного ввода производственных мощностей на территории РФ.

Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица