Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

В Саратове определили лучших сотрудников локомотивного комплекса

Грузовые перевозки | Понедельник | 01.10.2018 | 21:26
В общекомандном зачете первой стала команда Западно-Сибирской дирекции тяги
В общекомандном зачете первой стала команда Западно-Сибирской дирекции тяги
 | Грузовые перевозки
Алексей Шмалей/ИД «Гудок»
С 25 по 28 сентября на Приволжской магистрали прошёл ежегодный конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший работник дирекции тяги». В 12-й раз за почётный статус боролись представители локомотивного хозяйства со всей сети. 

Шестнадцать региональных дирекций тяги представляли команды по шесть человек. В каждую входили машинист-инструктор, техник по расшифровке скоростемерных лент, два машиниста и помощника, работающих на тепловозной и электровозной тяге. Все они победители дорожных этапов конкурса профмастерства. Руководили сборными главные инженеры региональных дирекций. 
«На Приволжской магистрали это мероприятие проводится впервые», – отметил начальник дороги Сергей Альмеев и пожелал участникам плодотворной работы и достойных результатов.

Победа стиля 
Ежегодно концепция конкурса остаётся неизменной, однако отдельные составляющие организаторы обновляют. Например, тема «Визитки» на этот раз звучит: «Единая цель. Единая команда. Работа на совесть». 

Каждая региональная дирекция креативно подходит к выполнению задания. Так, сборная Свердловской дирекции тяги в пятиминутном видеоролике предстаёт перед зрителями в костюмах Халка, Супермена и прочих героев, стоящих на страже безо­пасного движения поездов, а команда Горьковской дирекции – в образе персонажей советских комедий: джентльменов удачи, царя Ивана Васильевича и других. Некоторые короткометражки заставляют улыбнуться даже самых серьёзных из судей. Например, забавная история про работу на «Совесть» (кредитную карту), дружбу и взаимовыручку локомотивщиков в стилистике фильма «Ёлки», снятая хозяевами конкурса, а также трейлер к возможному комедийному сериалу про машинистов, подготовленный командой Дальневосточной дирекции тяги. 

Победители прошлогоднего соревнования в профмастерстве – представители Юго-Восточной дирекции – презентуют видеоролик про систему менедж­мента безопасности движения, напоминая, что каждый железнодорожник должен подходить к работе с максимальной ответственностью. Переходящий кубок они передают членам конкурсной комиссии, чтобы те вручили его будущим победителям.

Комиссия оценивает «Визитки» по нескольким критериям: музыкальному сопровождению, оригинальности, актуальности и раскрытию темы. Отдельные баллы полагаются за наличие эмблемы и девиза у команды, а также эффектность выхода на сцену. 

Особенно выделяется сборная Северо-Кавказской дирекции тяги. Её представители одеты в железнодорожную форму образца 1935 года с соответствующими знаками отличия и белыми перчатками. Помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Туапсе Игорь Кравец несёт знамя своего подразделения, вышагивая, как боец Президентского полка.

«Форма сшита на заказ специально для конкурса, – говорит знаменосец. – Главный инженер нашей дирекции Владимир Мыльников хотел сделать что-то необычное, а мы поддержали его идею».
Клип у северокавказцев также оказывается на высоте, с применением компьютерной графики и глубоким смыслом о значимости профессии машиниста. По сумме баллов этот ролик стал вторым, а лучшим признают работу команды Восточно-Сибирской дирекции тяги «Байкальский экспресс». Максимальные оценки судьи выставляют за рэп-баттл, организованный в цехе депо по всем законам жанра. 

На призыв «пошуметь» раздаётся гудок локомотива, включается бит, и машинисты с помощниками начинают спорить о том, кто из них круче. «Теплотяга – это тебе не шняга!» – заявляет эмси с тепловоза. Бригаду поэтов прерывает машинист-инструктор, напоминающий о предстоящем конкурсе: «Мы же единая команда! Чем ерундой заниматься, лучше бы пошли да схемы поучили!»
«Качество конкурсных видеороликов и уровень подачи год от года становятся только лучше, используется компьютерная графика и даже квадрокоптеры. Однако с точки зрения общекомандного зачёта фильмы значат не так много. Решающую роль играют профессиональные навыки участников и знание теории, – подчеркивает начальник отдела организации работы локомотивных бригад дирекции тяги Алексей Кулагин. – При успешном прохождении всех заданий каждый представитель команды может принести ей до 300 баллов».

Найти и обезвредить
В первый день соревнований часть конкурсантов отвезли на саратовский вокзал. Там вдоль первой платформы вытянулась колонна из десяти локомотивов различных типов и серий, эксплуатирующихся на сети. Например, тепловозы ТЭМ2 и 2ТЭ10 пригнали с Куйбышевской магистрали, а электровоз 2ЭС5К «Ермак» – с Октябрьской. 

Локомотивы ЭП1, ЧМЭ3, ТЭП70 и ВЛ80 хорошо знакомы хозяевам конкурса, так как все они приписаны к депо Приволжской дирекции тяги, а маневровый ТЭМ18ДМ с бортовым порядковым номером 1000 – к депо Пенза на Куйбышевской дороге. В этом стройном ряду заметно выделяется зелёный тепловоз 2ТЭ10, приписанный к депо Бугульма Куйбышевской дирекции тяги. 

«Участники будут работать на «своих» сериях локомотивов. Каждому конкурсанту предстоит выявить по пять неисправностей в тепловозе или электровозе за 11 минут, – вводит в курс дела Алексей Кулагин. – За каждый устранённый отказ полагается 20 баллов. Самые сложные неисправности задаются для машинистов-инструкторов, немного легче – для машинистов и помощников». 
Для некоторых конкурсантов это объявление становится сюрпризом, так как по сравнению с прошлыми годами задание существенно усложнилось. 

«В 2013-м я занял третье место на аналогичном конкурсе профмастерства, но тогда требовалось выявить и устранить всего две неисправности», – вспоминает машинист тепловоза депо Исакогорка Николай Зубахин. 

Его слова подтверждает машинист электровоза депо Волгоград-Пассажирское Карен Саркисян, участвовавший в том же конкурсе. Пять лет назад он победил в номинации «Лучший помощник машиниста электровоза». 

«По ходу подготовки нас никто не предупреждал, что задание усложнится настолько. Каждые две минуты находить и устранять по одной неисправности – это непростая задача, – признаётся Карен Саркисян. – Радует только то, что все мы находимся в одинаковых условиях».

Помощник машиниста Николай Хлебко из депо Вихоревка справляется с усложнённым заданием одним из первых. На платформе его встречают коллеги по команде. Как заправские студенты, они расспрашивают первопроходца о настроении «экзаменатора» и доставшемся «билете».

«Ещё бы чуть-чуть – и выявил пятую неисправность, а так засчитали только четыре, – скромничает Николай. – Проблемы были в системе запуска локомотива. Пришлось пройтись по всей цепочке и определить, где контакт расклинился, где «лепесток» отогнулся и так далее».

От теории к практике
Теоретический этап конкурса стартовал в среду на базе Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций. 
Мастерство железнодорожников проверяется на компьютерах, оснащённых автоматизированной системой оценки уровня знаний работников локомотивного хозяйства АСПТ. 

За 40 минут каждому участнику предстоит выполнить максимально возможное количество заданий и заработать как можно больше баллов. К слову, вопросов в базе данных несколько тысяч. Вместе взятые, они затрагивают практически все стороны деятельности работников локомотивного хозяйства. 

Проверяется знание Правил технической эксплуатации, регламентов, инструкций и других нормативных документов. Рекорд принадлежит Аркадию Маликову машинисту электровоза депо Тимашевская Северо-Кавказской дирекции тяги, набравшему 96,26 балла, ответив верно за 40 минут на 395 вопросов.

«Для представителей моей профессии было заготовлено всего 345 вопросов. Я же ответила на 273, – признаётся техник по расшифровке лент скоростемеров депо Тайга Ольга Кравченко. – Затем по фотографиям приборов безопасности и различных тормозных устройств нужно было ответить на ряд вопросов конкурсной комиссии. С этим заданием справились практически все, набрав максимальные баллы». 

Более сложное практическое задание заключается в расшифровке лент скоростемеров, записанных в пассажирской, грузовой и хозяйственной колоннах. 

Для прохождения испытания каждому участнику дают по три файла с реальных поездок. 
От конкурсантов требуется выписать нарушения, допущенные кем-то при ведении настоящих поездов. Для машинистов-инструкторов впервые проводится испытание по оценке регламента переговоров локомотивных бригад. Оно также сводится к выявлению отступлений от инструкций. 

Искусство тормозить
В четверг машинистов и помощников, работающих на электровозах постоянного тока, увозят на станцию Сызрань-1. Там для них приготовили точно такие же практические испытания, как и для основной группы конкурсантов, оставшейся в Саратове. После приёмки локомотива с пятью порожними цистернами бригады занимают привычные места в кабине и приступают ко второй части этого задания. 

«Нужно разогнаться минимум до 20 км/ч, после чего остановиться перед планкой, установленной в колее, – комментирует начальник Приволжской дирекции тяги Сергей Рогов. – В зачёт идёт расстояние от трёх метров и меньше. В идеале нужно подъехать впритык, но если локомотив собьёт планку, то баллы не начислят».

Конкурсантам рассказывают, что за идеальное торможение перед планкой полагается 30 баллов, остальные 70 выставляются по итогам приёмки локомотива. Одними из лидеров этого этапа становятся те самые тепловозники-«рэперы», представляющие Восточно-Сибирскую дирекцию тяги. Колкие рифмы и панчи они оставили на предыдущем этапе, а на этом общаются исключительно в рамках регламента переговоров. 

«С помощником мы познакомились незадолго до конкурса, а в обычные дни работаем на разных предприятиях, – признаётся машинист депо Лена Алексей Пьянкин. – Быстро сработались и выполнили задание на четыре с плюсом. Действовали строго по регламенту, проверили журнал формы ТУ-152, после чего аккуратно подъехали к планке». 

Сначала бригады делают пробную попытку, после чего следует основная. Соревнование проходит одновременно на нескольких путях станции Саратов-1. Каждая последующая приёмка подвижного состава отличается от предыдущей. В одном случае локомотивной бригаде требуется заметить отсутствие огнетушителя, а в другом – тормозных башмаков. 

Иногда подвох кроется в отсутствии какой-нибудь печати или подписи в журнале и так далее. По завершении этого испытания члены конкурсной комиссии приступают к подсчёту баллов, чтобы узнать имена победителей и призёров 12-го конкурса профмастерства.

Лучшие среди равных
Церемонию награждения проводят в пятницу в Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке. До этого конкурсантам показали другие достопримечательности «столицы» Приволжской магистрали, в частности Парк Победы на Соколовой горе. 

Что же касается победителей конкурса, то их имена организаторы держат в секрете до последнего. Расслабляющая музыка в зале снижает градус волнения участников, но ненадолго. 
Для вручения наград на сцену приглашается заместитель председателя конкурсной комиссии, главный инженер дирекции тяги Олег Чикиркин. Организаторы конкурса – представители Приволжской дирекции получают благодарности, а главный инженер Северо-Кавказской дирекции Владимир Мыльников – звание «Почётный работник Дирекции тяги». 

Лучшим помощником машиниста электровоза становится Сергей Дёдин, работающий в депо Лоста Северной дирекции тяги, а его коллегу из депо Сосногорск Алексея Буренкова признают лучшим помощником машиниста тепловоза. 

Победу в номинации «Лучший машинист электровоза» одерживает Алексей Сергиенко, представляющий депо Барнаул Западно-Сибирской дирекции тяги. 
Среди машинистов тепловоза не было равных Николаю Зубахину из депо Исакогорка Северной дирекции тяги. 

Первым среди машинистов-инструкторов локомотивных бригад признают Олега Смородинова – представителя Калининградской дирекции тяги, а лучшим техником по расшифровке лент скоростемеров – Любовь Бабенко, сотрудницу депо Минеральные Воды Северо-Кавказской дирекции.
За победу в общекомандном зачёте на сцену приглашают команду Западно-Сибирской дирекции тяги, набравшую 1422,5 балла. Помимо ценных призов от организаторов победители увозят домой переходящий кубок, который будет храниться у них вплоть до следующего конкурса профмастерства.

Игорь Кияев

Cегодня в СМИ

Первые лица