Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Перевозки угля установили очередной рекорд

Грузовые перевозки | Пятница | 03.08.2018 | 16:48
Россия уже осваивает новые рынки для увеличение экспорта угля
Россия уже осваивает новые рынки для увеличение экспорта угля | Грузовые перевозки
Владимир Литвинов/ИД Гудок
Железнодорожный холдинг «Объединенная вагонная компания» опубликовал аналитическое исследование рынка грузовых перевозок. Компания прогнозирует увеличение объема погрузки на сети ОАО «РЖД» по итогам 2018 года на 3% по сравнению с 2017 годом.
В июне погрузка составила 107 млн тонн, что на 3,1% больше по сравнению с июнем прошлого года, грузооборот вырос на 3% до уровня 208,9 млрд т-км.

По словам первого заместителя генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Вадима Михайлова, планируется ежегодный рост погрузки до 2025 г. на 3,8% — достижение этого показателя необходимо для исполнения майского указа президента РФ.

При этом в 2018 г. рост погрузки на сети РЖД ожидается на уровне 3%, что возможно с учетом текущей динамики: за I полугодие 2018 г. погрузка увеличилась на 3,4% по сравнению январем-июнем 2017 года.

Погрузка угля в июне выросла к прошлому году на 5% и составила 29,4 млн тонн, установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 186,2 млн тонн угля.
В июне выросли как внутренние, так и экспортные перевозки. Больше других стран импорт российского угля нарастили Германия (в 10 раз) и Польша (в 1,6 раз) — прирост поставок в эти страны составил около 900 и 500 тыс. тонн соответственно. Кроме того, существенно увеличились поставки в Японию (+8%) и на Украину (+16%).

Эксперты высоко оценивают мировой спрос на уголь несмотря на снижение стоимости возобновляемой энергии. США, Китай и страны Европы сокращают угольную генерацию, преследуя экологические цели. Однако развивающиеся страны ставят для себя в первую очередь задачи бесперебойного электроснабжения и поддержки своей промышленности, поэтому они по-прежнему инвестируют в угольную генерацию. 

Так, по прогнозам Международного энергетического агентства, мировой спрос на уголь будет расти как минимум до 2022 г. При этом спрос в Китае будет ежегодно снижаться на 11 млн т, в европейских странах Организации экономического сотрудничества и развития — на 30 млн т, в Северной Америке — на 37 млн тонн.  Но падение потребления с избытком компенсирует ежегодное увеличение спроса на 135 млн тонн в Индии и на 70 млн тонн в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Россия уже осваивает новые рынки: госпредприятие «Крымские морские порты», созданное в 2014 г., начнет отгружать уголь, пшеницу и стройматериалы для Сирии в конце этого года из портов Керчи и Феодосии. В течение 2019 г. речь может идти об объемах в 1 млн тонн грузов с наращиванием к 2021 г. до 5 млн тонн. По словам генерального директора предприятия Алексея Волкова, «сирийский проект» позволит компании выйти на самоокупаемость за счет увеличения перевалки. В настоящее время ее объемы —менее 1 млн тонн грузов в год, тогда как возможности крымских портов оцениваются в 23 млн тонн. 

Таким образом, прогнозируется дальнейший рост перевозок угля железнодорожным транспортом с учетом высокого мирового спроса на этот энергоноситель. 
Погрузка нефти и нефтепродуктов в июне выросла на 1,6% и составила 19,1 млн тонн.  Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 117,9 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что на 0,1% выше показателя первого полгодия 2017 года.
Увеличение перевозок в июне обусловлено наращиванием отправок нефтяных тяжелых остатков (рост в 6 раз по сравнению с июнем прошлого года), газойля (в 3 раза) и газового бензина (+8%).

По данным члена правления «ИСР Транс» Олега Яценко, отсутствие падения перевозок в июне обусловлено предоставлением РЖД скидок многим нефтепроизводителям, в частности компании «Роснефть». Однако уже в августе-сентябре с запуском трубопровода на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод количество перевозимой нефти и нефтепродуктов снизится, и по результатам года прогнозируется падение.
По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, готовится пилотный проект по участию РЖД в биржевых торгах услугами по перевозке, в первую очередь, нефтеналивных грузов, призванный существенно повысить оперативность доставки. В ближайшее время будет подписано соответствующее распоряжение, в рамках которого совместная рабочая группа (при участии РЖД, биржи и ФАС) подготовит этот проект к реализации с возможностью поэтапного расширения механизма и на другие товарные рынки.

Несмотря на то, что активная деятельность РЖД и государства тормозит отток нефтеналивных грузов с железнодорожного транспорта, уход части объема неизбежен. В дальнейшем ожидается снижение перевозок нефтеналивных грузов по железной дороге.

Как отмечается в аналитических материалах «Объединенной вагонной компании», погрузка строительных грузов в июне снизилась на 10,5% по сравнению с июнем 2017 года и составила 11,1 млн т, а цемента — на 10,3% и составила 2,6 млн тонн.  Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 63 млн тонн строительных грузов и 11,8 млн тонн цемента, что на 3% и 5,2% ниже чем в первом полугодии 2017 г.

По данным Росстата, в июне ввод жилья составил 5,3 млн м2, что на 16,9% ниже показателя июня 2017 г. При этом за 6 месяцев 2018 г. ввод жилья на 3,8% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В настоящее время правительство разрабатывает национальный проект «Жилье и городская среда», который предполагается принять до 1 октября 2018 г., а все показатели, заложенные в нем, планируются к реализации до 31 декабря 2024 г. Среди целевых показателей отмечается введение в строй 120 млн м2 жилья ежегодно, увеличение доступности ипотеки (то есть увеличение числа кредитов) вдвое, снижение ставки по кредитам как минимум до 8% и изменение индекса качества городской среды. 

К срокам окончания проекта планируется реализовать не менее 90% запланированных мероприятий по благоустройству дворовых, общественных территорий и мест массового отдыха по программам комфортной городской среды. К этому же времени предлагается создать постоянно действующие механизмы расселения аварийного фонда, уточнить параметры признания дома аварийным, и уже к 2021 г. соотношение расселяемого аварийного жилья к признаваемому аварийным должно стать сопоставимым или даже превышать его.

По данным Росстата, производство цемента в России за I полугодие 2018 г. сократилось на 3,5% к аналогичному периоду прошлого года, при этом падение в июне также составило 3,5% к июню 2017 г.

Восстановление железнодорожных перевозок строительных материалов и цемента ожидается по мере реализации планов правительства по увеличению застройки и запуска новых проектов. В краткосрочной перспективе на фоне завершения малочисленных проектов 2014-2015 гг. вероятно дальнейшее снижение объемов погрузки.

По данным НПК «ОВК», погрузка черных металлов в июне выросла к уровню предыдущего года на 20,4% и составила 6,5 млн тонн.  Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 39,5 млн тонн черных металлов, что на 12,2% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Рост погрузки в июне произошел за счет как внутренних (+15%), так и экспортных (+20%) перевозок. На российском рынке растет потребление путевой решетки (в 1,5 раза), стальных труб большого диаметра (в 1,8 раз) и чугуна, который почти не перевозился в прошлом году на внутренних направлениях. Экспортные отправки увеличились в Тайвань (в 3 раза), Турцию (в 1,5 раза) и Мексику (в 2 раза).

Согласно данным Росстата, в июне выпуск проката, чугуна и труб вырос к аналогичному периоду прошлого года на 6,3%, 5,5% и 6,8% соответственно.

По информации Ассоциации развития стального строительства, в первом квартале 2018 г. объем производства стальных конструкций строительного назначения увеличился на 10%. При этом наиболее заметный рост — более чем в 2 раза — был зафиксирован в Дальневосточном федеральном округе. Это объясняется возведением нескольких крупных инфраструктурных проектов: транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в морском порту Ванино, ТЭЦ в г. Советской Гавани, здания общежитий для Министерства обороны и объектов для энергетики. По прогнозу экспертов, высокая строительная активность в регионе будет наблюдаться как минимум до 2025 г.

При этом увеличение внутреннего спроса на металлоконструкции в России объясняется в том числе повышением интереса девелоперов к современным строительным технологиям с использованием стального каркаса. С начала 2018 г. количество заключенных договоров строительного подряда в РФ возросло на 3,2%.

На фоне высокого спроса на металлопродукцию как на внутреннем, так и на внешних рынках ожидается дальнейшее увеличение перевозок железнодорожным транспортом.

Погрузка руды в июне достигла рекордного уровня за последние 15 лет и составила 10,2 млн тонн, что выше уровня предыдущего года на 8,5%. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 57 млн тонн руды, что на 4,4% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Внутренние перевозки в июне продолжили позитивную динамику и выросли на 15%, а экспорт вновь показал падение на 25% к уровню июня прошлого года. Снижение поставок произошло в Китай (-30%) и Германию (-80%), поставки в Японию полностью прекратились.

Высокий спрос со стороны отечественных металлургов на российскую руду и дальше будет способствовать переориентации грузопотоков на внутренние направления, а также дальнейшему увеличению погрузки руды железнодорожным транспортом.

Погрузка лесных грузов в июне выросла к уровню предыдущего года на 5,4%, установив рекорд за последние 10 лет для данного месяца, и составила 3,9 млн тонн.  Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 23,5 млн тонн лесных грузов, что на 2,7% выше показателя аналогичного периода 2017 года.

Внутренние перевозки увеличились почти на 15%, тогда как экспорт остался на уровне прошлого года. При этом происходит переориентация экспортных отправок. Снизились поставки в Китай (-3%) и Финляндию (-5%), тогда как прирост импорта российской древесины произошел в Казахстан (+25%), Японию (+30%) и Азербайджан (+5%).

Снижение экспорта в Финляндию, вероятно, будет иметь долгосрочный характер — в соответствии с национальной лесной стратегией Суоми к 2024 г. планируется нарастить объемы ежегодных собственных заготовок до 80 млн кубометров.

Сокращение отправок древесины за рубеж может произойти за счет введения ограничений со стороны правительства РФ. Так, в июле депутаты Государственной думы выдвинули предложение ввести запрет на экспорт необработанной древесины хвойных пород: сосны, ели, пихты, кедров и лиственниц с 2020 г. на десять лет. Законопроект призван решить три основных проблемы: воспроизводство лесов, уничтожение незаконных вырубок, а также развитие деревообрабатывающей промышленности и переориентирование бизнеса на продажу более дорогостоящей, «обработанной» древесины.

Вместе с тем, правительство намерено уделить особое внимание реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов. В июле премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что такие инициативы не только дают стимул для развития лесопереработки, но и создают новые рабочие места. По его словам, в настоящее время в разработке находятся почти 150 проектов с общим объемом заявленных инвестиций более чем на полтриллиона рублей, из них почти 410 млрд уже фактически проинвестировано. При этом в 2018 г. было начато четыре проекта в Вологодской, Архангельской и Костромской областях, еще четыре планируется запустить в ближайшее время.
Таким образом, на рынке сложились условия для дальнейшего роста внутреннего грузопотока, тогда как предпосылки для увеличения экспорта пока отсутствуют.

Погрузка зерна в июне составила 2,1 млн тонн (+90,9% к июню предыдущего года), установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 14,4 млн тонн зерна, что на 55,3% выше показателя аналогичного периода 2017 года.

Внутренние перевозки выросли почти на 25%, а экспортные — в 2,5 раза за счет увеличения объемов поставок в Египет (в 7,5 раз), Турцию (в 8,5 раз) и Бангладеш (поставки почти не осуществлялись в прошлом году).

По оценке аналитического центра АО «Русагротранс», в июле этого года будет побит рекорд июля прошлого года в экспорте зерна — объем отгрузок может составить 3,1 млн тонн за счет зерна старого урожая и высоких темпов уборки нового, которое активно поступает на рынок.

Управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк в июле дал средневзвешенный прогноз по сбору на уровне 112-113 млн тонн зерновых, в том числе пшеницы около 69-70 млн тонн.  Причина снижения урожая в текущем сезоне —затянувшаяся засуха, в особенности в южных регионах. При этом «Совэкон» снизил прогноз нового урожая зерна с 118,6 млн до 113,9 млн тонн (по пшенице — с 72,5 млн до 69,6 млн т), а Институт конъюнктуры аграрных рынков — с 114,7 млн до 112,8 млн тонн (с 71,5 млн до 70,8 млн тонн соответственно). Глава «Совэкон» также называет еще одну причину снижения веса собранного урожая — это необычайно сухое состояние зерна, которое сейчас собирается на юге. Влажность убираемого зерна составляет 10–10,5% при норме 12–13%. Вместе с тем руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский пока оценивает урожай на уровне 115,7 млн тонн. 

Перевозки зерна железнодорожным транспортом будут определяться результатами сбора зерна нового урожая. Однако высокие переходящие запасы текущего сезона не приведут к резкому падению перевозок даже в случае реализации пессимистичного сценария.

Погрузка удобрений в июне составила 4,8 млн тонн (+4,3% к июню предыдущего года), установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 25,3 млн тонн удобрений, что на 6,3% выше показателя аналогичного периода 2017 года.

Перевозки на внутренних направлениях выросли на 6%, тогда как экспорт сократился на 3%, преимущественно за счет падения поставок в Китай (-35%) и на Украину (поставки на минимальном уровне), при этом в 1,5 раза увеличились поставки удобрений в Бразилию и США. Однако уже в июле ВТО признала повышение Украиной антидемпинговых ввозных пошлин на нитрат аммония российского производства несоответствующим правилам организации, что может привести к восстановлению отечественных отгрузок.

Закрытие старых и нерентабельных заводов в США, в частности PlantCity компании Mosaic во Флориде, а также увеличение спроса на ключевых рынках, в том числе в Индии и Латинской Америке, привело к дефициту на мировом рынке фосфорных удобрений примерно в 3 млн тонн.  В результате, по словам гендиректора компании «ФосАгро», уже в текущем году холдинг перейдет планку 600 тыс. тонн удобрений, проданных компанией в США в прошлом году. За I полугодие «ФосАгро» было отгружено уже более 500 тыс. т, тогда как несколько лет назад продажи в США составляли всего около 100 тыс. тонн в год.

В середине июля стало известно, что «Еврохим» подписал первое соглашение на поставку калийных и NPK-удобрений в адрес китайского производителя сельхозпродукции Heilongjiang Beidahuang Farms. По словам представителя «Еврохима», это рамочный меморандум, конкретные объемы поставок и цены в нем не определены, а если контракт и будет заключен, то не в этом году. В 2018-м компания планирует начать промышленное производство калийных удобрений на Усольском ГОКе и на комбинате «Волгакалий» и за год произвести 0,4-0,6 млн тонн.  К 2025 г. компания намерена увеличить производство на 8,3 млн тонн.  

На рынке сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом.
Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица