Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Изменения в сфере грузовых перевозок предполагают создание единых цифровых сервисов

Грузовые перевозки | Среда | 23.05.2018 | 11:01
Транспортные и логистические операторы готовы к созданию интегрированных платформ для всех участников рынка
Транспортные и логистические операторы готовы к созданию интегрированных платформ для всех участников рынка  | Грузовые перевозки
Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Создание стартапов и программных продуктов для транспорта переживает бум, что открывает новые возможности для транспортных компаний и их партнёров. В процесс цифровой трансформации включаются и железнодорожные операторы, и грузоотправители, и дочерние структуры ОАО «РЖД».
Новый этап в развитии технологий стал одной из ключевых тем в деловой программе выставки TransRussia/TransLogistica, информационным партнёром которой выступал «Гудок». 

С просьбой оценить текущую ситуацию в цифровизации отрасли «Гудок» обратился к первому заместителю генерального директора ОАО «РЖД» Александру Мишарину, который выступил на сессии «Развитие грузоперевозок в России», посвящённой точкам роста в транспортной отрасли. 
«Мы подписали в прошлом году соглашение об электронном обмене данных с китайскими и финскими железными дорогами, – напомнил он. – У нас есть соглашение в рамках железных дорог СНГ. Сейчас стоит вопрос о создании единых цифровых платформ организации и мониторинга: грузовых перевозок и клиентских сервисов, пассажирских перевозок и клиентских сервисов, цифрового взаимодействия объектов транспортной инфраструктуры. Эти и другие фундаментальные инициативы описаны в предложениях Министерства транспорта для включения в программу «Цифровая экономика». Сейчас закладывается основа будущей цифровизации транспортной отрасли, и РЖД являются активным участником данного процесса». 

Как уже писал «Гудок», генеральный директор холдинга Олег Белозёров в ноябре прошлого года на III Железнодорожном съезде объявил, что инновации в транспортной отрасли уже не являются отдельными решениями, а результатами системной деятельности научных, образовательных организаций и фондов, бизнес-инкубаторов и стартапов. 
«Такой подход заложен в основу нашего проекта цифровой железной дороги, который объединит технологии Интернета вещей, анализа «больших данных», кибербезопасности. В конечном счёте мы выйдем на создание цифровой модели управления железными дорогами, которая повысит эффективность всего железнодорожного комплекса. А если смотреть ещё дальше – до 2050 года, то мы предлагаем сформировать цифровую модель и всего транспортного комплекса страны! 

В ближайшие десятилетия нас ждёт трансформация технического ландшафта железных дорог, которая изменит представление о содержании труда железнодорожников. Эпоха традиционной автоматизации уступает место самообучающимся интеллектуальным системам», – подчеркнул глава РЖД. 

При этом холдинг приглашает к сотрудничеству в этой сфере и других участников рынка, многие из которых реализуют собственные цифровые сервисы. Операторский рынок переживает качественные изменения: в портфеле услуг появляется всё больше сервисных составляющих. Следующий вопрос повестки дня – интеграция продуктов для развития всего транспортного рынка. Об этом рассказали участники конференции «IT-решения на транспорте и в логистике». 

Заместитель генерального директора АО «Первая грузовая компания» по информационным технологиям Вадим Урьяс рассказал об успешных примерах обмена данными с партнёрами. Железнодорожный оператор становится своего рода информационным хабом, преобразовывающим, обогащающим железнодорожную информацию и предоставляющим её. «Это создаёт единое информационное пространство между оператором, грузоотправителем и грузополучателем. При таком подходе ценность информации возрастает в разы», – отметил Вадим Урьяс. 

Кроме того, ПГК переводит в электронный формат свои первичные финансовые документы. Следующая задача – обмен договорами. Она должна быть решена до конца года. Для управления парком вагонов и повышения качества среднесрочного планирования компания внедряет проект «Основа». Он будет использовать искусственный интеллект. 

Вадим Урьяс также уточнил «Гудку», что изменения IT-инфраструктуры направлены на оптимизацию управления вагонными активами и повышение уровня взаимодействия с партнёрами. 

«Основа» – это автоматизированная система производственного планирования и управления вагонными парками, которая строится на математических методах прогнозирования и оптимизации. «В настоящее время проект находится в активной фазе реализации, результаты ожидаем уже в этом году», – подчеркнул Вадим Урьяс. 

В прошлом году ПГК подписала соглашение с компанией SAP на разработку IT-системы по управлению бизнес-процессами. Решения SAP позволят сотрудникам ПГК в режиме реального времени получать оперативную аналитику о статусе доставки каждого груза в каждой единице подвижного состава, себестоимости и сроках перевозок. 

В цифровизации самым сложным является не техническая сторона, а ментальная. «Написание кода и интеграция – это не вопрос, – заметил IT-директор «ТрансКонтейнера» Роман Веселов. – Проблемами являются стереотипы и привычки: зачем строить что-то новое, если у нас и так всё работает? – этим принципом и руководствуются некоторые компании». 

По его словам, переход на новый способ общения происходит постепенно. Сначала набирается критическая масса, затем под давлением начинает меняться оставшаяся часть. 

Часть грузоотправителей предпочитают хранить данные на бумаге, а некоторые крупные компании не готовы быстро пересматривать свои бизнес-процессы, подтвердил директор АО «РЖД-Логистика» по информатизации и технологическому обеспечению Максим Захаров. 

«РЖД-Логистика» берет на себя функции по внедрению IT на предприятиях-партнерах. На сегодняшний день компания оказывает услуги логистического аутсорсинга для 40 промышленных предприятий. По словам Захарова, на некоторых предприятиях отсутствовала IT-инфраструктура, которая позволяла бы видеть весь логистический процесс. «Мы вложились в разработку программного комплекса, который заменяет блокноты, записные книжки и таблицы Excel», - рассказал Захаров. Компания оцифровывает пути необщего пользования и роли операторов, которые обслуживают вагоны на этих путях. Это позволяет определять  актуальное фактическое местоположение вагонов и автоматически формировать составы. Кроме того, история передвижений и операций с вагонами  позволяет проанализировать  все этапы перевозки. «Это не проект. Это реально работающая система, - отметил Максим Захаров. - Например, она внедрена на предприятиях «Евразруда» и в особой экономической зоне "Алабуга"».

Еще одна сложность нынешнего этапа, о которой рассказал Захаров, это отсутствие единого стандарта электронного документооборота. «При использовании клиентами различных операторов для нас могут возникать трудности при приведении их к общему знаменателю», - сказал он.

Максим Захаров по просьбе Gudok.ru рассказал о том, как осуществляется современный обмен документами: «Механизм работы довольно прост — в сертифицированную защищенную электронную почту загружается файл за подписью ответственного сотрудника, далее этот документ получает клиент, отправитель информируется о доставке файла. Такое уведомление является официальным и принимается налоговой службой и другими госорганами в качестве аргумента о передаче/получении документа».

В самой компании «РЖД-Логистика» рядовые сотрудники заинтересованы в повсеместном внедрении электронного документооборота, потому что устали от ручного труда и хотят максимально сократить время на монотонную работу, рассказал Максим Захаров. IT-подразделение поддерживает это стремление, поскольку понимаем количество контрагентов, с которыми ежедневно взаимодействуют отделы бухгалтерии, продаж и клиентского сервиса. 

Директор по информационным технологиям UCL Holding Артём Головатый пояснил «Гудку», что условием для интеграции отдельных программных продуктов участников рынка грузовых перевозок должна быть независимая платформа (а не разработка кого-либо из конкурентов). Эта независимая платформа будет на равных условиях источником данных для всех участников отрасли. «Пока что каждый строит свою платформу, но с возможностями и желанием интегрироваться с коллегами по отрасли, но не конкурентами», – подчеркнул он. 

В ОАО «РЖД» действительно планомерно создается цифровая модель управления железными дорогами. Она должна повысить эффективность всего железнодорожного комплекса. Одной из ее главных частей является электронная торговая площадка «Грузовые перевозки»

Как заявил на III Железнодорожном съезде первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк, в ходе реализации программы «Цифровая железная дорога» в области грузового движения ключевым блоком станет создание единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте. «Мы стоим на пороге внедрения технологии Интернета вещей в масштабе всей железной дороги и миллионов технических средств, связанных между собой сетями передачи данных. Так, например, логистика грузоперевозок в направлении портов позволяет управлять уже сегодня процессом с использованием таких систем». 

Анатолий Краснощёк подчеркнул, что холдинг разрабатывает новые технологии и услуги, интересные владельцам грузов. «Мы внедряем электронную подпись, новые информационные системы, которые позволяют переходить на безбумажную технологию, упрощать процедуру на границах, осуществлять мониторинг местонахождения и сохранности груза. 

По его словам, построенная на принципе «уберизации» электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» упростила доступ грузоотправителям, которые автоматически в режиме реального времени могут получить подвижной состав под перевозку. В перспективе эта площадка позволит повысить эффективность управления вагонными парками. 

a:2:{s:4:"TEXT";s:3810:"Мнение

Дмитрий Черненок, советник Управления государственных программ и бюджетирования Аналитического центра при Правительстве РФ

Черненок.jpg

«Считается, что применение цифровых технологий позволяет как минимум снизить временные затраты, а также расходы. Однако не для всех участников рынка развитие электронных технологий ведёт к оптимизации деятельности. Например, не все грузоотправители (скажем, мелкие компании, впервые пользующиеся услугами железнодорожного транспорта) имеют электронную цифровую подпись. При оформлении перевозки они прибегают к услугам экспедиторов, что увеличивает транспортные издержки в конечной стоимости товаров. 

Поэтому к внедрению IT-решений нужно подходить с осторожностью, так как не все участники рынка готовы к новым возможностям и переменам и не все могут финансово позволить себе оперативно перейти на использование современных цифровых средств. 

В качестве удачного примера цифровизации можно привести пассажирские перевозки в дальнем следовании. В 2007 году, когда только появилась возможность электронной регистрации пассажиров, услугой воспользовались лишь 280 тыс. пассажиров в год – 0,2% от общего объёма, а спустя 10 лет, по итогам 2017 года, количество оформленных в Интернете проездных документов на поезда дальнего следования достигло 52,7 млн единиц. За этот период появилась возможность оформления электронных проездных документов при отправлении со всех станций сети РЖД, расширился перечень услуг, которые возможно оформить удалённо: перевозка маломобильных граждан, перевозка автомобилей, перевозка багажа весом до 200 кг, отслеживание возврата средств за неиспользованный билет. Стали редкостью огромные очереди в кассы, что даёт возможность оптимизации пространства вокзальных залов. Это колоссальный успех, но процесс длится уже 10 лет, а простора для расширения – уйма. 

В сегменте грузовых перевозок можно отметить положительный эксперимент на погранпереходе Забайкальск, где в 2016 году введена система предварительного электронного декларирования, что позволило снизить сроки доставки контейнерных грузов в Китай и из Китая за счёт сокращения времени на таможенные процедуры – с двух суток до 2–3 часов. 

При этом цифровизация процессов управления железнодорожными перевозками позволяет получить значительный экономический эффект. Например, для сокращения потребления электроэнергии холдинг «РЖД» в рамках программы «Цифровая железная дорога» планирует внедрение системы автоведения и интеллектуальных систем управления движением. В свою очередь, производители железнодорожной техники и оборудования предлагают интеллектуальные системы диагностики, которые также позволяют достичь значительного финансового эффекта и вдобавок повысить качество и надёжность работы своей продукции. 

Оценивая новую тенденцию – появление информационного хаба в структуре транспортной компании, – стоит учитывать, что в нашей стране исторически сложилось так, что перевозчик является агрегатором большого объёма первичных данных. Начиная от общедоступные данных, по объёмам перевозок и грузооборота, до узконаправленных – количество отцепок, локальное местонахождение подвижного состава, средний возраст подвижного состава (вагонов и локомотивов) и т.д. К вопросу распространения аналитических сведений нужно подходить взвешенно, так как операторский рынок, вагоностроение и ремонт уже долгое время живут в конкурентной среде и предоставление излишнего объёма данных может быть механизмом предоставления инсайдерской информации о деятельности конкурентов, что подразумевает неравные конкурентные условия для участников рынка».
";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Тимур Бек

Cегодня в СМИ

Первые лица