Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Вывоз продукции «из-под санкций» потребует новых решений

Грузовые перевозки | Среда | 16.05.2018 | 21:43
"РУСАЛ" приостановил сотрудничество в области экспорта продукции с российскими железнодорожными операторами – ПАО «ТрансКонтейнер» и АО «Первая Грузовая Компания»
"РУСАЛ" приостановил сотрудничество в области экспорта продукции с российскими железнодорожными операторами – ПАО «ТрансКонтейнер» и АО «Первая Грузовая Компания» | Грузовые перевозки
Rusal.ru
Санкции, введённые США в начале апреля в отношении ряда российских компаний и бизнесменов, серьёзно изменят логистику таких компаний. Пока же, по информации Минпромторга, некоторые фигуранты санкционного списка успешно продолжают вывоз продукции на зарубежные рынки.
Сотрудничество с российскими транспортными компаниями в сфере экспорта уже приостановлено, а до конца переходного периода (изначально – до 5 июня 2018 года, затем правительство США продлило период до 23 октября, в течение этого срока американский Минфин рассмотрит ходатайство РУСАЛа об исключении из санкционного списка. – Ред.) партнёрство могут заморозить и зарубежные перевозчики. 

Напомним: 6 апреля правительство США ввело санкции в отношении российских должностных лиц, предпринимателей и компаний. В их числе оказались, помимо прочих, бизнесмен Олег Дерипаска и несколько структур, связанных с ним, – Объединённая компания «РУСАЛ», холдинги «Базовый элемент» и En+, а также владелец Группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг. Американские компании, заключившие контракты с представителями списка, должны завершить их к 5 июня этого года. 

В частности, оператор контейнерных перевозок Mediterranean Shipping Company (MSC) рассматривает возможность отказа от заключения контрактов с россиянами, находящимися под санкциями, а также планирует пересмотреть нынешние деловые отношения. 
«С учётом последних поправок, внесённых Управлением по контролю за иностранными активами США в санкционные меры, касающиеся вопроса Украина/Россия, MSC немедленно дала инструкции агентствам по всему миру не заключать каких-либо новых контрактов с участием лиц, названных США в соответствии с санкционной программой Украина/Россия. Кроме того, компания пересматривает также нынешние деловые отношения, чтобы проверить, не затронуты ли они этими последними поправками в соответствии с графиком, установленным правительством США», – приводит ТАСС сообщение штаб-квартиры MSC (Женева). 

Впрочем, начальник экспортного отдела представительства MSC в России Дмитрий Миронов на вопрос, будет ли заморожено сотрудничество с РУСАЛом до 23 октября, внятно сформулировать ответ не смог. В Maersk Line не ответили на аналогичные вопросы редакции. 

Пресс-секретарь РУСАЛа Зоя Мищенко от комментариев по теме воздержалась. В «Ренове» также оставили вопросы редакции без ответа. 

Тем временем РУСАЛ приостановил сотрудничество в области экспорта продукции с российскими железнодорожными операторами – ПАО «ТрансКонтейнер» и АО «Первая Грузовая Компания». 

Впрочем, в «ТрансКонтейнере» отмечают, что компания не прекращает деловые и договорные отношения с предприятиями Группы РУСАЛ и продолжает осуществлять перевозки продукции Группы РУСАЛ во внутреннем сообщении. 
«Имевшее место в апреле 2018 года сокращение объёмов экспортных перевозок произошло по инициативе клиента. Поддержание долгосрочных партнёрских отношений с клиентами и предоставление им качественного сервиса является основным приоритетом для ПАО «ТрансКонтейнер», – отмечается в официальном сообщении оператора. 

Ранее генеральный директор «ТрансКонтейнера» Пётр Баскаков отмечал, что на контейнеры и платформы оператора приходится около 25% перевозок РУСАЛа, а большая часть транспортируется в крытых вагонах. По словам его заместителя Виктора Маркова, компании прорабатывают различные варианты дальнейшего взаимодействия. 

В ПГК отказались как-либо комментировать предложенную тему. Следует отметить, что в структуре перевозок РУСАЛа экспорт до недавнего времени занимал более 60%. 

В Транспортной группе «Совфрахт», а также в ПАО «Северо-Западное пароходство» не смогли ответить на вопрос, готовы ли компании взять на себя ответственность в обеспечении экспортных морских перевозок фигурантов санкционного списка в случае соответствующего предложения о сотрудничестве. 

Стоит отметить, что спустя неделю после решений о приостановлении сотрудничества РУСАЛа с «ТрансКонтейнером» и ПГК глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что металлургический гигант продолжает отгрузку продукции на экспорт. На брифинге по завершении заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам обсуждался в том числе вопрос увеличения объёмов закупки алюминия Федеральным агентством по государственным резервам (Росрезерв) с учётом санкционной политики США. 
«На сегодняшний день пока такой задачи не стоит с учётом того, что продукция РУСАЛа продолжает отгружаться на экспорт. Если будут возникать соответствующие запросы, мы будем рассматривать их оперативно», – отметил министр. 

По мнению инвестиционного аналитика корпорации «УРАЛСИБ» Дениса Ворчика, компании, попавшие под санкции, будут вынуждены перестраивать логистику, так как многие контрагенты видят возросшие риски, связанные с обслуживанием грузопотоков таких компаний. Это может сказаться как на стоимости их услуг, так и на сотрудничестве в целом. 
«Есть переходный период, в рамках которого американские компании должны прекратить все дела с фигурантами санкционного списка, и именно в течение этого срока будут пересматриваться логистические схемы и сами контракты. На практике это будет означать, скорее всего, что перевозки для компаний – объектов санкций станут менее эффективными и более дорогими. Что касается возможных потерь «ТрансКонтейнера», то в последние два года перевозка продукции РУСАЛа приносила оператору менее 3% от общего объёма валовой выручки. С одной стороны, такая доля не критична, с другой – возможная потеря одного из ключевых клиентов не обрадует ни менеджмент, ни акционеров компании», – подчеркнул Денис Ворчик. 

Ещё один эксперт рынка посчитал, что РУСАЛу в сложившейся ситуации придётся обзавестись собственными транспортными компаниями – как железнодорожным кэптивным оператором, так и пароходством. 
«Последнее, конечно, весьма затратно, даже если приобретать подержанные сухогрузы. В то же время можно попробовать договориться с китайскими судоходными компаниями», – отметил собеседник «Гудка». 
Константин Мозговой

Cегодня в СМИ

Первые лица