Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Вершины эффективности

Грузовые перевозки | Среда | 21.03.2018 | 22:45
Железнодорожники и грузоотправители искали пути взаимодействия на принципах бережливого производства
Железнодорожники и грузоотправители искали пути взаимодействия на принципах бережливого производства | Грузовые перевозки
Никита Песоцкий/ИД «Гудок»
Вопросы партнёрства и развития технологии на принципах lean production обсудили в конце минувшей недели за круглым столом в Екатеринбурге руководители структурных подразделений Свердловской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской и Горьковской дорог, представители бизнеса и отраслевой науки. 

Lean – веяние моды или требование времени? Сегодня этот вопрос уже так не стоит. И нет управленца, который не был бы знаком с такими понятиями, как канбан, гемба, SMED.

«Бережливое производство направлено на достижение стратегических целей ОАО «РЖД», способствует росту клиентоориентированности и конкурентоспособности железнодорожных перево­зок, – подчеркнул начальник Центра построения и развития бережливой производственной системы ОАО «РЖД» Сергей Старых. – Концепция бережливого производства предполагает выявление и устранение всех видов потерь, что позволяет оптимизировать использование ресурсов, сокращение продолжительности операций, увеличение производительности труда, улучшение условий охраны труда, снижение стоимости и повышение качества перевозок». 

За семь лет развития бережливого производства в компании его масштаб вырос в 50 раз. И если в 2010 году было всего лишь 47 линейных подразделений, начавших разрабатывать проекты бережливого производства, то к настоящему времени их уже около 2 тыс., а количество проектов превысило 5 тыс. «В прошлом году в РЖД по проектам бережливого производства было улучшено 5157 процессов, эффект от которых составил 1,141 млрд руб., а мотивационный фонд превысил 100 млн руб.», – уточнил Сергей Старых. Однако резервы для улучшения процессов на железнодорожном транспорте остаются: это перепроизводство, когда потоки поездов превышают пропускные возможности участков, станций и узлов, «брошенные» поезда и вагоны, высокая доля порожних пробегов, лишняя транспортировка к месту ремонта и отстоя, простои и ожидания, недостаточно высокие коэффициенты готовности подвижного состава и инфраструктуры, пересодержание локомотивов и бригад. Они ждут своих проектов. 

Участники разговора за круглым столом подтвердили, что выстраивание взаимодействия на принципах бережливого производства даёт ощутимые положительные эффекты как для ОАО «РЖД», так и для грузовладельцев. Плюсы для железнодорожников от бережливого производства очевидны – более рациональное использование ресурсов и инфраструктуры, увеличение пропускных и провозных способностей, рост производительности труда, снижение себестоимости перевозок, сокращение времени операций. 

Что получат от бережливого производства в перевозках клиенты РЖД – грузоотправители? Сокращение издержек на логистику, повышение гибкости в организации перевозок, уменьшение сроков доставки, оптимальное встраивание транспортных цепочек в технологические циклы предприятий. «Бережливое производство – одно из наших приоритетных направлений работы, – отметил главный инженер Свердловской дороги Алексей Пидяшов. – За прошедшие семь лет объёмы приведённой работы (это одна из важнейших характеристик работы транспорта по перевозкам грузов и пассажиров. – Ред.) выросли на 14%. Производительность труда повышена на 50%. В этот период на дороге реализовано более тысячи проектов бережливого производства с реальным экономическим эффектом. Многие успешные практики впоследствии были распространены на других дорогах. Среди них – удлинение плеч обслуживания локомотивных 
бригад, изменение процесса технического обслуживания грузовых поездов. В 2018 году перед дорогой поставлена задача – получить экономический эффект от реализации проектов бережливого производства свыше 95 млн руб.».

Как отметили эксперты круглого стола, на сегодняшний день наиболее перспективными и эффективными являются мультифункциональные проекты бережливого производства, реализуемые РЖД совместно с грузоотправителями. Одним из таких проектов Екатеринбургской дирекции материально-технического обеспечения при участии АО «Федеральная грузовая компания» стало обеспечение дизельным топливом склада станции Войновка. В результате реализации проекта была повышена надёжность поставки дизельного топлива на базу, снижены риски разрыва технологии, расходы на подготовку и доставку цистерн под погрузку, на маневровую работу и простой, исключён порожний пробег цистерн. Общий экономический эффект составил 170 млн руб.

На другом крупном проекте по организации перевозки рудных грузов на направлении Качканар – Смычка за круглым столом останавливались неоднократно, как примере курса клиентоориентированности. У Нижнетагильского металлургического комбината (ЕВРАЗ НТМК) была проблема, которая началась в августе 2011 года. Тогда с Качканарского ГОКа стало поступать сырьё. На этом полигоне курсировало порядка 17 вертушек. Они нередко простаивали – и в гружёном, и в порожнем состоянии, на подъездных путях, в Качканаре, на путях РЖД. Доменные печи из-за этого комбинат «сажал» на тихий ход. «Для сокращения времени оборота составов хоппер-окатышевозов на участке Качканар – Смычка был проведён анализ графика движения поездов и технологии организации перевозки аглосырья. Выяснилось, что основные потери времени наблюдаются при смене локомотивных бригад на станции Гороблагодатская и при ожидании «нитки» графика на подъездных путях как Качканарского ГОКа, так и самого меткомбината, – рассказал и.о. директора филиала «РЖД Логистика» в Екатеринбурге Виктор Синякин. – Результатом изучения проблемы стал проект, который позволил сократить оборот составов кольцевых маршрутов при безу­словном соблюдении ритмичности подвода аглосырья. Разработанная совместно с дорогой технология при следовании с гружёным рейсом теперь не предусматривает смену локомотивных бригад и стоянки по станции Гороблагодатская. Был разработан график движения, который гарантировал эффективное использование рабочего времени бригад и локомотивов. АО «ЕВРАЗ НТМК» и АО «ЕВРАЗ КГОК», в свою очередь, приняли меры по сокращению времени нахождения составов под погрузочно-выгрузочными операциями. 

Экономический эффект от внедрения этой технологии для Свердловской дороги составил 74 млн руб. в год, из которых 50 млн руб. дало сокращение локомотивов на кольце Качканар – Смычка – Качканар с 14 до восьми. Сокращение оборота кольцевых маршрутов на 5–7 часов, вертушек – с 14 до 12, перевозка порожних маршрутов по расписанию дали Свердловскому территориальному центру фирменного транспортного обслуживания дополнительный доход в 9 млн руб. в год». 

Эффективность сокращения оборота для клиента, который использует для перевозки сырья собственный и арендованный им подвижной состав, ярко отразилась в снижении парка окатышевозов с 508 вагонов до 399. Среднерыночная ставка на аренду вагона хоппера-окатышевоза составляет 20 евро в сутки. Значит, экономический эффект для ЕВРАЗ НТМК составляет 804,5 тыс. евро в год. «От соглашения со Свердловской дорогой мы перешли к партнёрству с РЖД и сообща реализовали наш общий стратегический проект – перевозку угля на полигоне Кузбасс – АО «ЕВРАЗ НТМК», – отметил главный специалист ЕВРАЗ НТМК по транспорту Владимир Полюхович. Этот проект занимает особое положение по объёму перевозок, сложности, координации, динамике развития. Партнёрами в нём стали РЖД, «РЖД Логистика», Свердловская и Западно-Сибирская дороги, грузоотправители, компании-операторы. Формула «время – деньги» здесь работает в рамках наших общих проектов. Но в параметрах качества стратегии о партнёрстве есть отклонения, так что вызовы для партнёров всё ещё остаются».

Образцом отношений с РЖД назвала совместно разработанные проекты советник генерального директора АО «СИБУР-Транс» Татьяна Оплетаева. «От железнодорожников поступает много предложений по изменению технологии. А таких технологий, как на станции Тобольск, нет больше нигде. Вывоз углеводородов обеспечивают жёсткие «нитки» графика. Всё расписано и расчерчено до нюансов, – сказала она. – Одна из основных задач для «СИБУР-Транса» – сокращение оборота вагонов. Но в 2017 году по Тобольску он сокращён на 0,6 суток. Подобная технология с марта начнёт опробываться и на станции Пыть-Ях».
Евгения Мусихина

Cегодня в СМИ

Первые лица